Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Семенихина Наталья Васильевна | |||
12.05.2017 16:44 | |||
Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы» Выполнила Семенихина Наталья Васильевна Киселевск 2017 Берегите природу! Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить. Сейчас же кинулись спасать «Природную среду», Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд? Разумный человек!
Лена Зеленина. Актуальность проекта. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего ДОУ встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Цель проекта: воспитание положительного отношения детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; формирование основ экологической культуры дошкольников. Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
Задачи проекта:
Паспорт проекта Тип проекта: социально-образовательный. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители. Срок реализации: 12 месяцев. Формы работы в ДОУ и семье В ДОУ 1. Беседы педагога с детьми:
2. Непосредственно-образовательная деятельность. 3. Чтение художественной литературы. 4. Проведение акции «Сбережем природу». 5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы». (на празднике осени) Познавательное развитие:
7. Проведение тематических занятий по охране природы. 8. Информационное поле для детей:
В семье: 1. Беседы отца и матери: «Лес — важнейший компонент биосферы»; «Ценность леса»; «Лес — кладовая природы»; «Братья наши меньшие». 2. Экскурсия в лес. 3. Чтение художественной литературы. 4. Экологические игры. 5. Просмотри телепередач в выходные дни. 6. Организовать показ костюмов. (Для их шитья использовался бросовый материал) Оборудование: фотоаппарат, компьютер, интернет, видеокамера. Материально-техническое обеспечение:
Ожидаемые результаты У детей:
У педагогов:
У родителей:
Продукт проекта:
Этапы реализации проекта
(составление перспективного плана работы с детьми и родителями, разработка конспектов НОД, экспериментальная деятельность, проведение экологических праздников). 3 этап заключительный: обобщение и анализ результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций. Перспективный план работы Сентябрь — ноябрь 1-й блок. Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность. Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне». 2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень». Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц. «Поздняя осень». Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений. 3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого. Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником. 4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь». 5-й блок. Рассматривание гербария. Цель: закрепить в памяти названия деревьев. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги». 6-й блок. Занятия 1. Развитие речи: - «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень». Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником. - «Литературный калейдоскоп». Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения. 2. Художественное творчество. - «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений». Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы. - «Осень золотая» (рисование). Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях). - «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы). Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе. 3. Познание - «Уходит осень золотая» (итоговое занятие). Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций. 7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени». Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного. Взаимодействие с семьёй:
Декабрь — февраль 1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы». Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме. Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения. Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года». 2-й блок. Экскурсия в зимний лес. Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков» Прогулки зимой. 3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки. Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию». Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы. 4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима». Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь». Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год». 5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт». 6-й блок. Занятия 1. Развитие речи: - «Зимние развлечения». Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе. - «Зимнее время года. Стихотворения о зиме» Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры. - «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…». Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки; развивать пластику в движениях. 2. Художественное творчество. - «Дети на прогулке зимой» (лепка). Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей. - «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация). Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей. - «Волшебные превращения снеговиков» (лепка). Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев. - «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город». Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги. - «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование). Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета. - «Времена года» (рисование). Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года. 3. Конструирование.
|