Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль сказки в развитии речи дошкольников».
Детские сказки
Автор: Мищенко Людмила Валерьевна   
19.03.2024 13:12

«Роль сказки в развитии речи дошкольников».«Роль сказки в развитии речи дошкольников».

Выступление на РМО подготовила воспитатель смешанной дошкольной группы для детей с ЗПР МБДОУ «ДС №28 «Чебурашка».

Мищенко Л.В.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка и в развитии детей занимает очень важное место, вносит разнообразие в жизнь малыша, дарит ему радость.

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте как правило не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования.

Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.

 

Альберт Энштейн

Сказка выполняет, как бы между прочим, важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка;
  • передает готовые художественные обороты и метафоры;
  • показывает пример составления различных предложений;
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами родного языка.

Благодаря сказкам речь ребенка становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

  • пересказ;
  • придумывание своего финала сказки;
  • добавление нового героя;
  • тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном; • драматизация (разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки);
  • сочинение сказочных историй и др.

Этапы работы:

Вступительная беседа. Всегда важно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу, объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой истории. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия.

Неторопливое и эмоциональное прочтение сказки.

Словарная работа. После первого неторопливого и эмоционального прочтения нужно объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей, обсудить черты характера героев.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей.

Ответы на вопросы. Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Это поможет детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.

Повторное чтение сказки и её пересказ. На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения. Таким образом, повышается его речевая активность.

Обыгрывание сказки. Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.

Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие и не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.

Сочинение сказки. Эффективным методом, развивающим речь, является сочинение сказки. В сочинительстве малышей важен не завершенный сюжет, а непосредственный процесс придумывания истории и составление предложений со смыслом.

В дошкольном возрасте дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. Дети способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

Сказка – одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его развитие, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну и ту же сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить в ней новые ценности. Спасибо за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год