Сказкотерапия в работе с дошкольниками |
Детские сказки | |||
Автор: Боженко Анна Викторовна | |||
08.07.2023 10:55 | |||
Сказкотерапия в работе с дошкольниками В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Поэтому в работе с дошкольниками используется методика социо-игровых подходов Букатова В.М., Ершовой Е.П.. И как одну из форм игр социальной направленности в своей практике использую сказкотерапию. Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Цель применения данной методики: формировать у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи, развить у детей навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя, взаимодействия между взрослыми и детьми, развить у детей умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью, создания условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства. Сказкотерапия помогает мне создать особую психологическую атмосферу, в результате удается решить поставленные мной задачи и добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей. Данная методика затрагивает основные сферы коммуникативного общения ребенка, в результате ребенок способен к самоанализу, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, так же развиваются коммуникативные способности, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать- радоваться чужим радостям и огорчатся, если другим грустно. Развивается умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать. Данная система работы помогает детям легче адаптироваться в новых групповых объединениях, создает условия для самовыражения каждого ребенка и объединение всех детей группы совместной игровой деятельностью, способствует повышению у детей уверенности в своих силах, проявлению сплоченности, учит детей сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает сказкотерапия, она предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным и восприимчивым для психики ребенка способом. Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации. Почему именно сказкотерапия? Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем. В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и взрослыми. В- четвертых, приемы сказкотерапии можно интегрировать во все образовательные области по реализации основной образовательной программы ДОУ. Это позволяет детям более успешно усвоить программный, который становится интересней, благодаря сказкотерапии Принцип применения сказкотерапии в ДОУ: содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; применения наглядных материалов, использование иллюстраций, картин, действия с помощью кукол, игрушек и др.; с возрастом сюжеты более усложняются, дети становятся активными участниками, инициаторами. В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:
Таким образом, сказкотерапия в доу имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития, воспитания и обучения, а также коррекцией психического состояния дошкольников. Сказкотерапия пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности, любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
|