Сказкотерапия в ДОУ
- Денисова С. Ю.
- Очнева А. Б.
- Сычкова Е. В.
Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки
Формы сказкотерапии в ДОУ —
- художественная литература;
- беседа;
- игра;
- народный фольклор;
- придумывание сказок;
- изобразительная деятельность;
- проблемные ситуации;
- психологические игры;
- упражнения на релаксацию;
- творческие задания;
- тренинги эмоций;
- моделирование и проигрывание ситуаций;
- минутки-размышления;
- психогимнастика;
- пересказ сказки по опорной схеме;
- ТРИЗ;
- перепутывание сказочных сюжетов и героев;
- введение нового героя в сказку;
- изменение места, времени, события;
- составление сказки по кругу;
- инсценировка.
Современные методы сказкотерапии:
- Работа над уже существующей сказкой — На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
- Самостоятельное написание сказки — Ребенок составляет рассказ, который помогает педагогу-психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
- Драматизация или инсценировка написанной сказки — Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
- Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
- Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, изготовление кукол, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на одиннадцати видах сказок:
- Художественные – сказки, мифы, притчи, истории. В них присутствует дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный аспект. Художественные сказки успешно используются в процессе психоконсультирования
- Народные – продукт устного народно-поэтического творчества, где основа сюжета это единство человека и природы
- Дидактические – раскрывают смысл и важность определенных знаний
- Страшные – сказки про нечистую силу
- Волшебные – основа сюжета это повествование о преодолении жизненных трудностей при помощи чудесных средств или волшебных помощников.
- Бытовые — показывают способы разрешения конфликтынх ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового юмора по отношению к проблемам
- Экологические – несут в себе понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой
- Авторские художественные — повествуют о частных сторонах жизни, более трепетны и образны чем народные
- Медитативные – скрывают в себе сообщение бессознательному оптимальных позитивных моделей взаимоотношения с окружающим миром и людьми. Отличительная особенность медитативных сказок — отсутствие конфликтов и злых героев
- Психотерапевтические — помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий, помогающих увидеть происходящее с другой стороны
- Психокррекционные — предполагают замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный.
Современные методы сказкотерапии:
- Работа над уже существующей сказкой — На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
- Самостоятельное написание сказки — Ребенок составляет рассказ, который помогает педагогу-психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
- Драматизация или инсценировка написанной сказки — Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
- Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
- Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, изготовление кукол, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Любая сказка должна быть подана детям дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей через анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановки, рисование. Разнообразные формы обыгрывания сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.
Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.
Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки
Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
Актуальность использования
Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
- обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
- присутствует образность и метафоричность языка;
- психологическая защищённость (хороший конец);
- имеется наличие тайны и волшебства
Задачи сказкотерапии
- Развитие слухового и зрительного внимания
- Развитие наблюдательности и зрительной памяти
- Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
- Развитие фантазии и творческого воображения
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие умения быстро переключаться
с активной деятельности на пассивную
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими,
совершенствование коммуникативных навыков
Требования в работе со сказкой:
- Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
- Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
- Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими
сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Виды сказок в ДОУ:
- Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
- Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
- Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение.
- Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
- Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Этапы работы со сказкой:
- Ритуал «вхождения в сказку».
- Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.
- В конце занятия –ритуал «выхода из сказки».
- этап работы:
Ритуал вхождения в сказку
- Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
- Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
- Игра «Волшебный клубочек»,
- Стихотворениее «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
- Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
- В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети очень заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
- Проходим через «Волшебный обруч» — попадаем в сказку.
2 этап работы:
Чтение сказки
Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
Вопросы по анализу сказки:
Почему боялся мышонок?
Помог ли ему справиться со страхом зайчик?
Почему не помог?
Как справились со страхом звери?
Чему удивился Крыс?
3 этап работы:
Обсуждение сказки
Вместе с детьми обсуждаем — кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
4-ий этап работы:
Ритуал выхода из сказки
1-ый вариант: Мелодия для выхода из сказки.
Вариант 2-ой: Дети стоят в кругу и
проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
ВЫВОД:
«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»
- Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
- способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
- В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
- Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
- Работа со сказкой направлена непосредственно
на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
- Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
|