Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Детские сказки
Автор: Матухнова Евгения Владимировна   
11.12.2022 05:43

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельностиФормирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Матухнова Е.В.

Аннотация: в статье анализируются необходимость и процесс формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, педагогика, экологическое воспитание; дошкольный возраст, экологическое сознание.

По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной. Это является следствием активного антропогенного воздействия на экологию и естественные природные процессы. Таким образом, необходимо зарождение основ экологической культуры в каждом человеке, так как даже самые передовые разработки в области энергоэффективности и природоохраны или государственные ограничения могут быть неэффективны, если не изменить отношение людей к природе и ее ресурсам.

 

Н.М. Мамедов и Л.Н. Коган определяли экологическую культуру как меру и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования и регулирования общественной деятельности.

Э.В. Гирусов и Л.П. Саплеева называли экологической культурой воспитание эмоционально-эстетической культуры, проявляющейся в заинтересованности к природе, флоре и фауне, самому себе.

Исследователь С.Н. Николаева в основном исследовала проблематику экологической культуры детей, поэтому под экологической культурой она понимала становление у детей сознательного отношения к природе и природным компонентам, что в свою очередь понималось как совокупность правильных знаний и проявлений активностей ребенка по отношению к природе.

Таким образом, целью экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ осознанно-правильного отношения к природе и ее разнообразию, формировании понимания детей о взаимосвязанности природных компонентов, осознание детьми себя как части природы, приобщение к ценностям жизни и сохранении здоровья.

При этом именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для первичного развития экологической культуры, так как, по мнению педагогов и психологов, детство является особым возрастным периодом, когда формируются основы мировоззрения, отношения к себе, окружающим и природе. Формирование экологической культуры у детей сложный и длительный процесс, в котором самое главное дать понять ребенку, что в природе все взаимосвязано.

На данный момент одним из основных условий для правильной реализации системы экологического воспитания в любом дошкольном образовательном учреждении является организация развивающей предметной среды. О важности организации и экологизации развивающей природной среды говорили многие исследователи этого вопроса, к примеру, Е.И. Тихеева утверждала, что в любом детском саду необходимо размещать садик, дворик или теплицу для совместного с детьми выращивания цветов и овощей.

Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их.

Помимо создания развивающей предметной среды также необходимо включение детей в природоохранную деятельность, то есть виды деятельности, направленные на бережное взаимодействие с природой через организацию различных методов и форм деятельности дошкольников.

Основными формами и методами деятельности в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста можно назвать:

  • словесно-литературные методы (проведение бесед и чтений на тему природоведения);
  • детские игры, например, «Что было бы, если из леса исчезли...», «Что в корзинку мы берем», «Прилетели птицы» и многие другие;
  • наблюдение за природой (тематические прогулки, экскурсии);
  • несложные опыты и экспериментирование;
  • элементарная поисковая деятельность в условиях развивающей предметно-пространственной среды;
  • моделирование, например, создание тематических аппликаций, моделей, рисунков и поделок.

Эти основные формы и методы деятельности помогают детям дошкольного возраста осознать себя как часть природы, при этом можно использовать эти формы и методы как по-отдельности, так и комбинируя, получая новые формы деятельности, например, проведение экологических занятий, могут сочетать в себе словесно-литературный метод для получения новых знаний и игру для закрепления этих знаний. Поисковую деятельность можно удачно сочетать с моделированием, используя природные материалы для моделирования.

Подводя итог, можно утверждать, что проблематика экологического воспитания детей дошкольного возраста сейчас очень актуальна. По причине того, что экологическое воспитание чрезвычайно трудоемко и долгосрочно начинать прививать его основы необходимо именно в дошкольном возрасте. Такое начатое в дошкольном возрасте воспитание будет продолжаться на протяжении всей жизни человека, и будет способствовать улучшению экологического состояния в Российской Федерации, а также позволит сформировать новый тип личности гражданина, ориентированного на бережное отношение к природе и ее ресурсам. Кроме того, важно отметить, что заниматься воспитание экологическо-ориентированной личности должны грамотные специалисты, знающие о необходимости формирования вокруг детей развивающей предметно-пространственной среды, а также о необходимости вовлечения детей в природоохранную деятельность.

Список литературы

  1. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 10.
  2. Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
  3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1991. — С. 131 -132.
  5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. — М.: Просвещение, 2007. — 208 с.
  6. Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов — будущих педагогов // Таврический научный обозреватель Ялта / 2016. № 1-3 (6). С. 24-28.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год