Творческий долгосрочный проект «В гостях у сказки», проведенный и подготовленный в средней группе |
Детские сказки | |||||||||||||||
Автор: Андреева Екатерина Юрьевна | |||||||||||||||
10.01.2022 12:51 | |||||||||||||||
Творческий долгосрочный проект «В гостях у сказки», проведенный и подготовленный в средней группе ГБОУ ШКОЛА 1130 воспитатель Андреевой Екатериной Юрьевной …… «Про Буратино!» — убеждает бабушка. «Про Шрека!» — настаивает мама. Слишком часто подобные ситуации и споры возникают между поколениями людей, когда вопрос заходит про то, что читать своему чаду. Тут права и мама и бабушка, что читать нужно и обязательно! Но в нашем проекте мы поговорим о старых, народных сказках. Чему учат сказки? В этих сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки — упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим. Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей. Проблема создания проекта в том, что современные родители из-за своей загруженности мало читают своим детям. Или читают современные книги, которые по возрасту не подходят их детям. Дети не знают авторов книг, а иногда не могут пересказать смысл данного произведения. Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка, создания совместной творческой работы с родителями. В данном проекте мы хотим показать, что сказка является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности ребенка. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к хорошим поступкам. Она создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств и эмоций, и творчества ребенка. Самой главной целью проекта- это воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам. Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства. Раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Задачи проекта:
Ожидаемый результат от проекта – это повысит интерес детей и родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения, активное участие родителей в данном проекте, обогащать словарь детей и учить придумывать свои сказки. Описание проекта. Тип проекта:
Содержание проекта.
2 этап проекта Речевое развитие:
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Привлекать детей трудится, на примере героев сказок. Создавать игровую ситуацию и привлекать ребенка к помощи взрослому. Через сказку ребенок познает окружающий мир. Знакомство и чтение сказок: «КОЛОБОК», «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ», «ГИСИ-ЛЕБЕДИ», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ», «ТЕРЕМОК», «СНЕГУРОЧКА», «КОТ. ПЕТУХ И ЛИСА», «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ», «ЖИХАРКА», «МАША И МЕДВЕДЬ», «РУКАВИЧКА», «КУРОЧКА РЯБА», «ТРИ МЕДВЕДЯ», «ТРИ ПОРОСЕНКА», «ПУЗЫРЬ. СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ», «МОРОЗКО», «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА». Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы. Курочка ряба — Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться. Колобок — Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй. Репка — Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает. Теремок — Сделай худо, не жди добра. Волк и козлята — Страшись волка в овечьей шкуре. Гуси – лебеди — Сумел ошибиться, сумей и исправиться. Кот, петух и лиса — Перья павлиньи, а мозги куриные. Маша и медведь — Не сиди на печи, не жди калачи. Заюшкина избушка — Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы Зимовье зверей — Доброе дело не горит и не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Жихарка -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Лиса и журавль — Нет друга – ищи, а нашёл – береги. По щучьему велению -Доброе дело сто раз возвернётся. Всяк в деле познаётся. Заяц – хваста — Знай больше, а говори меньше. Лисичка-сестричка — На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битоговезёт. Сестрица Алёнушка — Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье. и братец Иванушка Снегурочка — Кому солнце матушка, кому — злая мачеха. Морозко — По труду и награда. Царевна-лягушка — Любовь и верность сильнее смерти. Пузырь, соломинка — Друзья познаются в беде. и лапоть 3 этап проекта
Содержание проекта:
Заключение Сказочные формы широко используются для развития личности ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Ребенок знакомится со сказкой в раннем возрасте. Сказки уникальны по своим возможностям. Слушая сказки, ребенок учится не только родной речи, но и приобщается к народной мудрости. В сказках нет нравоучений и добро всегда побеждает зло, но путь к победе долгий и герой проходит многочисленные испытания. На этих примерах в ребенке воспитывается вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка это всегда нравственный урок. В них высмеиваются глупость и трусость, жадность и лицемерие. Они пробуждают в ребенке лучшие чувства: сопереживание, желание придти на помощь героям сказки. Кроме того сказки развивают воображение ребенка, учат его фантазировать. Детские фантазии – это залог душевного благополучия и полноценного развития личности ребенка. На материале сказок дети обучаются количественному и порядковому счету, усваивают и другие элементарные математические представления. Сравнивая и сопоставляя, у ребенка формируется привычка доказывать, что это так, а не иначе. Слушая сказку, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Воздействия сказки на ребенка усиливается при выражении им своих чувств через речь и телодвижения соответствующего героя сказки при ее инсценировании. Очень интересно групповое рассказывание сказок, придумывания продолжения сказки или сочинении новой, а также переписывание сказок, когда сюжет сказки остается, а начало или конец меняются ( например колобок убежал от лисы ). Существуют многочисленные формы работы со сказкой. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии всегда усиливает интерес ребенка к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника. Планируемый результат выполнен. Цели и задачи проекта достигнуты. - развитие интереса детей к русским народным сказкам; - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; - совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; - содействие творческому развитию детей; - гармонизация отношений между взрослыми и детьми; -воспитание чувства дружбы и коллективизма; - получить эмоциональный отклик от своей работы; - пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
|