Педагогический проект «Моя любимая сказка». |
Детские сказки | |||
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна | |||
22.07.2021 16:04 | |||
Педагогический проект «Моя любимая сказка». В рамках межаттестационного периода нами был разработан и реализован проект «Моя любимая сказка». Представим структурно-содержательную характеристику данного проекта. Актуальность проекта. в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка дошкольного возраста.
Актуальность проекта обусловлена также тем, что детский сад и семья являются двумя основными социальными институтами, цель которых заключается в воспитании и образовании детей. В настоящее время необходимость партнерских отношений между дошкольными образовательными организациями и семьями воспитанников рассматривается на законодательном уровне, в частности, в Федеральном Законе № 273 ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В Законе предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования, базовая роль принадлежит семье. В статье 44 Федерального Закона № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость по-новому оценить взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». При этом современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей. Общеизвестно, что родители с момента рождения ребенка, в период его младенчества, а также раннего и дошкольного детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов. Проблема (социальное противоречие), на решение которой направлен проект: сравнительно невысокий уровень развития активного словаря дошкольников, бедность и однообразие лексики; невысокий уровень читательской культуры дошкольников и родителей воспитанников. Концепция проекта: формирование у родителей представлений о спе-цифике сказки как жанра детской литературы, особенностях знакомства с ней в зависимости от возраста ребенка, популяризация чтения как одного из видов проведения семейного досуга. Формирование у родителей и педагогов представлений о дидактических возможностях сказки как средства обогащения словаря дошкольников. Тип проекта: творческо-игровой, межпредметный, долгосрочный, групповой. Цель проекта — обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок. Задачи проекта:
Участники проекта: педагоги, родители, дети дошкольного возраста. Принципы проекта:
Этапы проекта: 1. Ценностно-ориентационный. Содержание: А) дети: совместный просмотр мультфильмов, художественных филь-мов по сказкам (дома), изготовление атрибутов в соответствии с выбранной ролью. Б) родители: просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам (дома); изготовление кукольного театра для драматизаций, костюмов для драматизаций сказок, сюжетно-ролевых игр. В) педагоги: стимулирование участников проекта к самооценке и к самоанализу, консультирование участников по корректировке проекта. 2. Конструктивный; Содержание: А) дети: речевые игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», «Из какой сказки герой»; игры-фантазии «Если я был волшебником», «Если б я поймал золотую рыбку»; пересказ прочитанных сказок; посещение выставки книг «Сказочный мир»; использование сказок в режимных моментах, в НОД; игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»; Б) родители: объединение родителей в группы по творческим способ-ностям; консультация для родителей: «Влияние сказки на обогащение словаря дошкольника»; В) педагоги: создание картотеки сказок для работы с детьми; создание библиотеки красочных книг со сказками для детей; создание уголка ряженья с русскими национальными костюмами; обновление театрального уголка в группе; семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста». 3. Оценочно-рефлексивный: Содержание: А) дети: совместный просмотр мультфильмов, художественных филь-мов по сказкам (дома), изготовление атрибутов в соответствии с выбранной ролью. Б) родители: просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам (дома); изготовление кукольного театра для драматизаций, костюмов для драматизаций сказок, сюжетно-ролевых игр; В) педагоги: стимулирование участников проекта к самооценке и к самоанализу, консультирование участников по корректировке проекта. 4. Презентационный: Содержание: А) дети: помощь в оформлении выставки «Что за прелесть эти сказки!», участие в досуге «По страницам народных сказок»; Б) родители: Представление результатов индивидуальной и групповой работы в театрализованном представлении и выставке «Что за прелесть, эти сказки!»; участие в обсуждении результатов совместного творчества; В) педагоги: Организация выставки «Что за прелесть эти сказки!»; подготовка театрализованного представления, обсуждения результатов и поощрение участников проекта. Планируемый результат проекта:
Основное проектное решение: дети и родители участвуют в викторинах, квестах, спектаклях по произведениям народных и авторских сказок. Итогом становится оформление совместно подготовленной детьми и родителями выставки «Что за прелесть эти сказки!». Показатели, по которым оцениваются результаты проекта: входная и итоговая диагностика уровня развития словаря дошкольников; входное и итоговое анкетирование родителей и детей, направленное на знание содер-жания народных и авторских сказок. Перспективы развития проекта: данный проект может быть использо-ван в других детских садах в рамках реализации таких интегрированных образовательных областей, как «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Литература.
|