Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Моя любимая сказка».
Детские сказки
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна   
22.07.2021 16:04

Педагогический проект «Моя любимая сказка».Педагогический проект «Моя любимая сказка».

В рамках межаттестационного периода нами был разработан и реализован проект «Моя любимая сказка». Представим структурно-содержательную характеристику данного проекта.

Актуальность проекта. в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка дошкольного возраста.

 

Актуальность проекта обусловлена также тем, что детский сад и семья являются двумя основными социальными институтами, цель которых заключается в воспитании и образовании детей. В настоящее время необходимость партнерских отношений между дошкольными образовательными организациями и семьями воспитанников рассматривается на законодательном уровне, в частности, в Федеральном Законе № 273 ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В Законе предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования, базовая роль принадлежит семье. В статье 44 Федерального Закона № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость по-новому оценить взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». При этом современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей. Общеизвестно, что родители с момента рождения ребенка, в период его младенчества, а также раннего и дошкольного детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов.

Проблема (социальное противоречие), на решение которой направлен проект: сравнительно невысокий уровень развития активного словаря дошкольников, бедность и однообразие лексики; невысокий уровень читательской культуры дошкольников и родителей воспитанников.

Концепция проекта: формирование у родителей представлений о спе-цифике сказки как жанра детской литературы, особенностях знакомства с ней в зависимости от возраста ребенка, популяризация чтения как одного из видов проведения семейного досуга. Формирование у родителей и педагогов представлений о дидактических возможностях сказки как средства обогащения словаря дошкольников.

Тип проекта: творческо-игровой, межпредметный, долгосрочный, групповой.

Цель проекта — обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок.

Задачи проекта:

  • пополнение словарного запаса старших дошкольников за счет тропов (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, литота);
  • пополнение пассивного словаря детей и перевод в их активный словарь фразеологических оборотов, архаизмов, историзмов, заимствованных слов;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей и педагогов дошкольной образовательной организации по проблематике дидактических возможностей сказки в обогащении словаря детей дошкольного возраста;
  • развитие конструктивных партнерских взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

Участники проекта: педагоги, родители, дети дошкольного возраста.

Принципы проекта:

  • использование разнообразных форм, методов и приемов работы;
  • приоритетность использования игровых форм работы, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
  • учет возрастных особенностей детей при подборе дидактических игр.

Этапы проекта:

1. Ценностно-ориентационный.

Содержание:

А) дети: совместный просмотр мультфильмов, художественных филь-мов по сказкам (дома), изготовление атрибутов в соответствии с выбранной ролью.

Б) родители: просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам (дома); изготовление кукольного театра для драматизаций, костюмов для драматизаций сказок, сюжетно-ролевых игр.

В) педагоги: стимулирование участников проекта к самооценке и к самоанализу, консультирование участников по корректировке проекта.

2. Конструктивный;

Содержание:

А) дети: речевые игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», «Из какой сказки герой»; игры-фантазии «Если я был волшебником», «Если б я поймал золотую рыбку»; пересказ прочитанных сказок; посещение выставки книг «Сказочный мир»; использование сказок в режимных моментах, в НОД; игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»;

Б) родители: объединение родителей в группы по творческим способ-ностям; консультация для родителей: «Влияние сказки на обогащение словаря дошкольника»;

В) педагоги: создание картотеки сказок для работы с детьми; создание библиотеки красочных книг со сказками для детей; создание уголка ряженья с русскими национальными костюмами; обновление театрального уголка в группе; семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

3. Оценочно-рефлексивный:

Содержание:

А) дети: совместный просмотр мультфильмов, художественных филь-мов по сказкам (дома), изготовление атрибутов в соответствии с выбранной ролью.

Б) родители: просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам (дома); изготовление кукольного театра для драматизаций, костюмов для драматизаций сказок, сюжетно-ролевых игр;

В) педагоги: стимулирование участников проекта к самооценке и к самоанализу, консультирование участников по корректировке проекта.

4. Презентационный:

Содержание:

А) дети: помощь в оформлении выставки «Что за прелесть эти сказки!», участие в досуге «По страницам народных сказок»;

Б) родители: Представление результатов индивидуальной и групповой работы в театрализованном представлении и выставке «Что за прелесть, эти сказки!»; участие в обсуждении результатов совместного творчества;

В) педагоги: Организация выставки «Что за прелесть эти сказки!»; подготовка театрализованного представления, обсуждения результатов и поощрение участников проекта.

Планируемый результат проекта:

  • для дошкольников: пополнен активный словарь за счет средств сказки: тропов, фразеологических оборотов, устаревших слов; сформирован интерес к русским народным и авторским сказкам; расширен кругозор; сформированы доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми на примере поступков сказочных героев; сформировано бережное отношение к книгам.
  • для родителей: сформированность представлений о дидактических возможностях сказки для обогащения словаря детей дошкольного возраста; возвращение к традициям семейного чтения; развитие детско-родительских отношений в ходе реализации совместных мероприятий.
  • для педагогов: формирование партнерских отношений с семьями воспитанников; повышение уровня педагогической компетентности по тематике проекта.

Основное проектное решение: дети и родители участвуют в викторинах, квестах, спектаклях по произведениям народных и авторских сказок. Итогом становится оформление совместно подготовленной детьми и родителями выставки «Что за прелесть эти сказки!».

Показатели, по которым оцениваются результаты проекта: входная и итоговая диагностика уровня развития словаря дошкольников; входное и итоговое анкетирование родителей и детей, направленное на знание содер-жания народных и авторских сказок.

Перспективы развития проекта: данный проект может быть использо-ван в других детских садах в рамках реализации таких интегрированных образовательных областей, как «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Литература.

  1. Белицкая А. А. Ознакомление детей с русской культурой на примере народных и авторских сказок // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 12. — С. 107—110.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 208 с.
  3. Долженко Л. В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 3. — С. 6 — 19.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обуче-ния: учебник для бакалавров / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб: Питер, 2013. — 464 с.
  5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Педагогика, 2002. — 400 с.
  6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н.А. Кочкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
  7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.
  8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год