Сказка, как средство мотивирования дошкольников к действиям. |
Детские сказки | |||
Автор: Картавцева Людмила Николаевна | |||
10.12.2020 19:58 | |||
Сказка, как средство мотивирования дошкольников к действиям. МБДОУ «Детский сад «Развитие» Воронежская область Новоусманский район Воспитатель. Картавцева Людмила Николаевна «… Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем». В. А. Сухомлинский. Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное –новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. слайд 1 Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт. слайд 2 Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки? Именно этому вопросу и посвящен мой опыт работы. Цель: использование педагогического потенциала сказки для разностороннего развития детей дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели решила ежедневно использовать сказку для развития всех сторон личности ребенка дошкольного возраста с помощью следующего метода и приема:
Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения. Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность. Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке? Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например: 1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из учебно — игрового пособия постройки. Сказка «Теремок» Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем? 2. . Педагогическая задача – учить украшать рукавичку геометрическими фигурами. Сказка «Рукавичка» Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город). 3. Педагогическая задача — обучение лепки предметов круглой формы. (лепка «колобок»). Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте). 4. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из крупного конструктора постройки. Сказка «Заюшкина избушка " 5. Педагогическая задача — обучение аппликации из предметов квадратной формы. Много этажка сколько зверей столько этажей. «Кошкин дом». Вопросдетям. Нужно помочь кошке и котятам сделать новый дом. но прежде, чем приступить к его постройке, котята попросили вас построить новый дом. (аппликация "Кошкин дом") В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам. По итогам работы отмечено:
основы нравственности и морали; умение понимать содержание сказки; умение оценивать поступки сказочных героев и свои; умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей; умение анализировать, делать выводы и обобщения. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
|