Куклотерапия — в помощь сказкотерапии. Из опыта работы кружка «Кукольный сундучок» |
Детские сказки | |||
Автор: Домрачева Людмила Викторовна | |||
16.01.2019 18:10 | |||
Куклотерапия — в помощь сказкотерапии. Из опыта работы кружка «Кукольный сундучок» воспитателя высшей категории Домрачевой Людмилы Викторовны МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок» «Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал» Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Я думаю, что именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии. Куклотерапия идет в помощь сказкотерапии. В нашем ДОУ – это современное средство, широко используется для решения различных задач в качестве терапевтического средства, по программе формирования психического здоровья дошкольников «Здравствуй, сказка», составитель О.В. Азаматова, и по авторской программе «Играем в сказку» автора О.А. Шороховой. Я решила проводить в старшей группе кружок «Кукольный сундучок», чтобы:
А у родителей:
В кружке «Кукольный сундучок» я знакомила детей с традициями и обычаями русского народа на примере народной традиционной куклы. Кукла выполняет очень важную роль: с помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. Кукла обеспечивает связь поколений. Она была и детской забавой, и средством воспитания, магическим предметом и праздничным подарком, свадебным атрибутом и украшением суровой трудовой жизни… На кружке мы учились создавать тряпичные народные куклы своими руками: «Зайчик на пальчик», «Утешница», «Птичка Веснянка», «Ангел», развивая творческое воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук, речь ребёнка. Интересно было наблюдать, как каждый ребёнок по своему «оживляет» свою рукотворную куклу. Учились не только мастерить, но и играть с куклой: общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, главное в этих играх – эмоциональный контакт. Возможность сделать куколку из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать, через эти милые, дорогие сердцу создания дети начинают постигать свои корни. Работа велась не только с детьми, но и с их родителями. Перебирая лоскутки, используя бисер, всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, они отдыхали душой, набирали сил для добрых дел и новых побед. Совместное изготовление куклы помогало родителям легко найдет общий язык с ребенком, а это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания. Использовала куклу как одну из форм сказкотерапии. В терапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. При создании куклы происходит выражение, рождение себя. Куклы представляют собой различных персонажей внутреннего сказочного Королевства ребёнка. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. Доверять ей самое сокровенное. Делиться с ней и радостями, и горестями. И это неудивительно, ведь в такой кукле частичка их души. “Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно “дочка” или “сыночек”, она – партнер в общении во всех его проявлениях”. /В. С. Мухина/ Опытом своей работы делилась с коллегами на районном, республиканском, российском уровне. Вывод. Необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ. В настоящее время традиционная народная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, склонности к труду, уважение к родной культуре и своей земле. Излечить душу ребёнка.
В этом году наш детский сад получил статус региональной инновационной площадки по теме «Использование сказкотерапии развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» и я планирую продолжить работу моего кружка. Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир… Л.Войцехович. Список источников:
|