Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития креативности и творческого потенциала дошкольников.
Труд
Автор: Быкова Наталья Алексеевна   
25.10.2021 10:19

Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития креативности и творческого потенциала дошкольников.Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития креативности и творческого потенциала дошкольников.

Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще? Ручной труд в детском саду – это всевозможная образовательная деятельность, которая включена в образовательную область – социально-коммуникативное развитие – и направлена на формирование позитивных установок к различным видам труда.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда. А как же можно сформировать данную положительную установку, если не заниматься с детьми разными видами труда, и не только самообслуживанием и бытовым трудом, но и непосредственно ручным трудом?

Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т.д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Ручной труд даёт возможность ребёнку почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, а также прививает уважение к чужому труду. Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например, книжную подставку для брата, кухонное полотенце для бабушки, красивую вазочку для мамы.

 

Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, — это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы воспитатель всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это способствует развитию у детей креативности и творческого мышления.

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде» (Роден)

Чем отличается художественный ручной труд от обычной трудовой деятельности? Художественный ручной труд – это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Цель работы: развитие художественных способностей и детского творчества.

Основные задачи:

  • формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
  • создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, нетрадиционными техниками
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, проявлять инициативу, поддерживать личностное творческое начало
  • развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества ещё большей индивидуальности и выразительности
  • развивать фантазия, креативность, творческое воображение, мелкую моторику рук, глазомер
  • воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение, создавать физически и психологически комфортные и безопасные условия для обеспечения образовательно-развивающего процесса
  • активизировать деятельность педагогов детского сада по разработке и внедрению программ нетрадиционных техник ручного труда детей в образовательно-развивающем процессе, формировать позитивное отношение родителей к событиям, происходящим в детском саду.

Актуальность.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребёнок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Эффективным средством развития творческого потенциала, по мнению многих учёных и практиков, выступает художественный ручной труд.

Творчеству можно научить и следует учить, оно не является врождённым качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия, дети являются активными субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребёнка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Использование нетрадиционных техник ручного труда даёт возможность применять коллективную форму творчества, она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Моя педагогическая задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Планомерная, систематическая и последовательная организация деятельности детей по художественному ручному труду принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а также положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Условия успешной организации творческих занятий по художественному ручному труду:

  • богато насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
  • свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной атмосферы при совместной деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, участие в конкурсах различного уровня, организации выставок
  • живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс

Широкое использование игровых приёмов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать и творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности и не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» — по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Формы представления результатов художественного ручного труда: организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в сервировке столов, при организации различных уголков в группе; открытые мероприятия в форме мастер-классов; участие в конкурсах и смотрах как на уровне детского сада, так и на уровне района, города, Российской Федерации.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности и в целях всестороннего развития детей.

Таким образом, творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год