Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был счастливым. Чтобы у него было не только крепкое здоровье, красивые игрушки, но и большое будущее. И поэтому родители не жалеют времени и сил на развитие своего чада в спортивных, танцевальных, музыкальных и т.п. кружках. Но иногда допускают ошибки. О некоторых из них нам рассказала психолог-логопед детского развивающего центра «Сёма» в городе Ульяновске Анастасия Владимировна Миллер (на фото)
- Почему центры развития дошкольников стали сегодня такими популярными во многих городах, включая Ульяновск?
- Анастасия Миллер: В сегодняшних детских садах с детьми разучивают песни, танцы, стихи. Но целенаправленно учить, например, чтению – не учат. Не только потому, что у воспитателей в детских садах просто неприлично маленькая зарплата – от 3500 рублей в месяц – но и потому, что детские сады, в общем-то, предназначены для других целей – для дневного пребывания детей.
А в школах между тем повысились требования к дошколятам: к первому классу дети должны уже многое знать и уметь. Поэтому возникла определенная диспропорция между тем, что может дать детский сад и что требуется в школе. И родителям приходится много заниматься со своими детьми. А так как не все родители умеют это делать и не все хотят, они отдают своих детей на занятия в развивающие детские центры.
- А какие сложности наиболее типичны у детей, которых приводят на занятия в ваш центр?
- Если дети не посещают детский сад, то основная проблема у них в том, что они не умеют общаться. Ребенку до 5-ти лет присущ эгоцентризм. Он считает, что все вокруг - только для него. Что все его желания должны выполняться. Но позже, когда он приходит в детский сад, ребенок в процессе общения учится считаться с интересами и желаниями других детей. Если этого (по разным причинам) не происходит, его эгоцентризм может перейти в эгоизм. И у детей возникают проблемы при общении со сверстниками.
- Почему? - Потому что если один ребенок считает себя самым главным, дети не могут найти общий язык друг с другом. Ведь другой малыш в свою очередь считает себя тоже самым главным.
- И как Вы учите их находить общий язык? - Мы учим их общаться. Например, похвалить друг друга, если они сделали что-то хорошо. Или просто познакомиться. Ведь многие ребятишки могут играть сегодня друг с другом, и даже не знать, как кого зовут. А ведь одно из важных составляющих общения – это умение найти общий язык, уметь признать, что у кого-то что-то получилось лучше. Не злиться, а попробовать сделать также хорошо. Этому мы учим.
- Но ведь есть много детей, которые не ходят в детский сад, но легко находят общий язык со сверстниками. Почему у других не так? - Нехватка общения в семье. Сейчас вообще люди стали меньше общаться. И дети, и взрослые, и родственники, и друзья. Перестали встречаться. Перестали писать письма. Телевизор, компьютер, интернет стали вытеснять живое общение. Даже ужин, когда вся семья встречается за столом, перестает быть семейным. Каждый сидит молча со своей тарелкой в своем углу. Родители - на кухне перед телевизором, ребенок - в своей комнате: играет на компьютере, вместо того, чтобы играть в кубики.
- А родители? - А что родители... Родителям удобно. Включили телевизор или компьютер – и никто не мешает, не просит поиграть или почитать книжку: ребенок «занят делом»… Ко мне на консультацию пришла как-то мама с мальчиком 3-х с половиной лет. Мальчик умненький. Но совсем не умел общаться с детьми: не хотел играть по общим правилам и остро реагировал на свои неудачи. И когда я стала разговаривать с родителями, выяснилось, что, по словам мамы «да, он смотрит телевизор. Но немного, не больше трёх часов в день». А ведь известно, что телевизор очень негативно влияет на маленького ребенка. Ребенок становиться раздражительным, неуравновешенным, капризным. Я порекомендовала уменьшить просмотр до минимума. А ещё лучше на некоторое время вообще исключить просмотр. Сначала мой совет вызвал недоумение. “Мы ведь только мультфильмы смотрим”. А потом, когда прошло некоторое время, и поведение ребенка резко улучшилось, эта мама меня благодарила. Ребенок стал и спокойней и усидчивей. Почему? Да потому что если ребенок просто сидит и смотрит мультик, никакого развития здесь нет. А вот если он смотрит мультфильм с мамой, а потом отвечает на мамины вопросы или пересказывает сюжет мультфильма – у него развиваются и мышление, и память, и речь. Только вот это уже труднее, чем просто включить телевизор...
- А если нет времени поиграть с ребенком? - Ну так делайте вместе с ним домашние дела. Помойте вместе посуду. Развесьте бельё. Покрасьте батарею. Почистите обувь. Пусть ваш малыш ещё маленький, и от него больше хлопот, чем пользы. Пусть он даже весь испачкается ваксой – ему это нужно: он изучает мир! Именно поэтому мы на занятиях ставим детям для игры в том числе и маленькие тазики c водой, хотя мамы очень переживают, что дети могут промокнуть и простудиться. Но ведь играть с водой нужно. Как и уметь владеть ножницами, и вырезать фигурки из бумаги. Конечно, под присмотром взрослых.
Чтобы семья была дружной и чтобы все хорошо понимали друг друга, очень важно, чтобы была совместная деятельность. Чего проще (и веселей) – пойти всей семьей кататься на роликах и велосипедах? Или пойти всем вместе и помочь дедушке выкопать картошку? Эти моменты ребенок часто запоминает на всю жизнь. И, отвечая на вопрос, что интересного ты делал в выходные, он может неожиданно ответить: а мы с папой мыли машину и было очень весело…
- Чтобы Вы пожелали родителям дошкольников? - Любите своих детей и старайтесь проводить с ними как можно больше времени. Это станет самым счастливым временем и для вас, и для ваших детей.
Евгений Миллер (мл.)
|