Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»
Паспорт проекта «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» В.В. Путин
2024г.
Пояснительная записка
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Самая большая ценность любого человека – это его семья. Семья – это отдельный мир со своими уникальными традициями, которые создают неповторимую атмосферу в каждой семье. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка с раннего возраста. В семье воспитание детей должно строиться на личном примере родных и близких. Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, очевидно, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Скачать проект
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нем говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.
Проблема
- Недостаток знаний у детей о своей семье.
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Актуальность проекта:
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Реализуя этот проект мы поможем детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому. И самое главное, проект «Моя семья» будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Тема проекта
|
«Моя семья»
|
Разработчики и
исполнители проекта
|
Торгашева Т.А., воспитатель
Суханова Е.В., воспитатель
Шаповалова А.Н., воспитатель
Жолнерчук Н.А., воспитатель
|
База реализации проекта
|
МАДОУ Детский сад №5 «Рябинка»
|
Срок реализации проекта
|
январь 2024г. – март 2024г.
|
Участники проекта
|
Дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
|
Классификация проекта
|
ü по характеру создаваемого продукта: социально-значимый
ü по тематике: познавательно-творческий
ü по количеству создателей: коллективный
ü по составу участников: групповой
ü по продолжительности: краткосрочный
|
Особенность проекта
|
ü Опора на личный опыт детей, полученный в семье.
ü Доступность материала для детей младшего дошкольного возраста.
ü Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями.
ü Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
|
Методы
|
ü наглядный
ü словесный
ü практический
|
Цель проекта
|
Формирование у детей понятие «семья»; осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям
|
Задачи проекта
|
ü Формировать первичные ценностные представления о
семье, семейных традициях.
ü Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
ü Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
ü Развивать партнерские отношения с семьями воспитанников.
|
Предполагаемые результаты проекта
|
ü Формирование у детей представления о своей семье: о членах семьи, традициях.
ü Осознание детьми собственного статуса в семье и понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
ü Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
ü Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.
ü Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
ü Повышение активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.
|
Направления работы
|
ü с педагогами
ü с воспитанниками
ü с родителями (законными представителями)
|
Предполагаемый
продукт проекта
|
ü Фотовыставка «Я и Моя семья» (творческие работы семей)
ü Картотеки игр, пословиц, загадок, чистоговорок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.
ü Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.
ü Итоговое мероприятие. Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»
|
Этапы реализации
проекта
|
1 этап. Подготовительный
Педагог:
ü разрабатывает план мероприятий по теме проекта.
ü информирует родителей о целях и задачах проекта
«Моя семья», дает рекомендации родителям по участию в проекте.
ü опрос детей «Что я знаю о семье?».
ü подбирает художественно-познавательную литературу, наглядно – дидактические пособия, иллюстративный материал.
ü составляет план работы со специалистами ДОУ.
ü рассматривают с детьми семейные фотографии, иллюстрации, открытки.
ü папка – передвижка «Крепкая семья –залог стабильности и процветания общества»
Родители, педагоги, музыкальный руководитель:
ü знакомятся с целями, задачами проекта «Моя семья»,
включаются в его реализацию.
ü подбор музыкально-литературного репертуара для детей к празднику.
ü консультации и рекомендации для родителей.
Проблема:
Модель трех вопросов:
1. Что мы знаем? Мы дети. У нас есть родители.
2. Что хотим узнать? Что такое семья? Кто о нас заботится? Где работают мои родители? Какая у меня семья?
3. Как мы узнаем?
2 этап. Практический (реализация проекта)
Педагог:
ü консультации для родителей: «Что такое семья для ребенка?», «Роль семьи в воспитании ребенка»,
«Совместные игры с детьми», «Традиции семейного воспитания».
ü буклеты: «Воспитание ребенка начинается в семье»
«Правила общения в семье»
ü беседы о семье, чтение рассказов и стихотворений о семье.
ü оформление информационно - поздравительного стенда
«С праздником дорогие мамы!».
ü разучивание с детьми песен, стихотворений к празднику
ü игровая, трудовая, продуктивная и другие виды
|
|
деятельности с детьми
ü организация выставки детских рисунков «Моя семья»
ü родительское собрание:«Игры в семье»
Мастер-класс «Я – семья – род – народ»
Мастер-класс «Семья- это самое главное в жизни каждого из нас!»
Квест игра с родителями и детьми «Страна моя – Семья моя!»
Дети:
ü сотворчество с родителями:
«Зимние фантазии»
ü рисунки, поделки к тематическим выставкам
ü участие в сюжетно-ролевых играх
ü разучивание песен, танцев, стихотворений к празднику
Родители:
ü совместное изготовление с детьми атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Больница»,
«Магазин».
ü выставки: «Семейные увлечения»
«Моя мама – рукодельница».
ü подготовка материалов для совместных выставок
Познавательное развитие
§ Беседы на тему: «Мое имя», «Мой адрес», «Моя квартира», «Я и мой папа», «Какая у меня мама?»,
«Мои бабушка и дедушка».
§ Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»
§ Рассматривание:
сюжетные картинки по теме «Моя семья», семейные фотографии;
иллюстрации и картинки по теме «Профессии».
§ Дидактические игры: «Моя семья», «Мои хорошие поступки», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы?».
§ Настольно-печатные игры: «Укрась платье для мамы», игра-ассоциация «Мама, папа, я», лото «Семья», «Найди пару».
Социально-коммуникативное развитие
§ Беседы на тему: «Дом, в котором я живу», «У меня есть брат (сестра)», «Как я помогаю маме».
§ Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери»,
«День рождения мамы (папы)», «Подарки для близких»,
«Детский сад», «В гости к бабушке», «Мама варит обед».
§ Разыгрывание ситуаций:
«Вечер в семье», «К нам пришли гости».
|
|
§ Игра-драматизация: «Теремок», «Колобок».
§ Настольный театр «Три медведя».
Безопасность
§ Беседы: «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
Речевое развитие
§ Составление рассказов о своей семье (по фотографии, картине): «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая»,
«Мой папа – лучший в мире», «Семейные праздники», «Семья на отдыхе».
§ Беседы на тему: «Моя семья самая…», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем».
§ Чтение художественной литературы:
В. Осеева «Сыновья», Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин
«Мамина работа», А. Шибаев «Кто играет?», М. Тахистова «Семья», «Мой дом»; сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
§ Заучивание (отрывок из стихотворения):
Е. Благинина «Вот какая мама», Г. Виеру «Мамин портрет», М. Морозова «Рисунок для папы», М. Дружинина «Папочка-папуля», Я.Аким «Моя родня»,
«Мама».
§ Чистоговорки: «Ша-ша-ша – мама нянчит малыша» и др.(см. приложения)
§ Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.
§ Отгадывание загадок о семье.
§ Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад», «В гостях хорошо, а дома лучше».
§ Дидактические игры: «Назови ласково», «Как тебя зовут?», «Кто что делает?», «Кому что подарим»,
«Дополни предложение».
§ Выставка художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
§ Рисование: «Бусы для мамы», «Украсим рубашку для папы», «Клубочки для бабушки», «Машина для дедушки».
§ Лепка: «Угощение для бабушки», «Мебель для моей семьи (стол)».
§ Аппликация: «Цветы для мамы», «Украсим фартук для бабушки», «Галстук для папы».
|
|
§ Книжки – раскраски «Дружная семья», «Семья зверей»,
«Из какой сказки?».
§ Музыкально-театрализованная деятельность
разучивание: песен «Мамочка моя милая», «Песенка про папу», песни-игры «У дядюшки Якова», хороводов, танцевальных номеров, колыбельных.
прослушивание песен: «Песенка мамонтенка»,
«Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой»,
«Колыбельная медведицы».
Физическое развитие
§ Ситуативный разговор: «В здоровом теле – здоровый дух», «Микробы и мыло».
§ Пальчиковые игры: «Моя семья», «Ладушки», «Кто живет у нас в квартире».
§ Физкультминутки: «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».
3 этап. Заключительный (результативный)
Педагог:
ü Обработка результатов по реализации проекта.
ü Оформление фотовыставки «Я и моя семья».
ü Итоговое мероприятие: Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»
ü Презентация проекта «Моя семья».
Взаимодействие с родителями:
ü Сбор информации по итогам проекта (анкетирование, беседы, опрос, отзывы).
ü Оценка эффективности работы в проекте.
|
Продукт проекта
|
ü Фотовыставка «Я и Моя семья» (творческие работы семей)
ü Методический продукт: презентация проекта «Моя семья»
ü Итоговый продукт: Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»
|
Заключение
Оценка результатов
Дети:
ü Дети получили необходимую информацию о семье: что такое семья, у семьи есть история и традиции.
ü Имеют представление о родственных отношениях.
ü Проявляют уважительное отношение к родным и близким.
Родители:
ü Повысился уровень компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
ü Возросла родительская активность в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
ü Родители обменялись опытом семейного воспитания, семейными традициями друг с другом.
Педагог:
ü Расширилось сотрудничество с родителями.
ü Разработан консультативно - практический материал для родителей.
ü Выработан единый стиль воспитания ребенка в ДОУ и семье.
Вывод
Подводя итог можно сказать, что проводимая работа по данному проекту благотворно повлияла на развитие нравственных установок дошкольников, способствовала установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. В результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «семья», «родные» и «близкие», узнали о семейных традициях. А родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду: с огромным интересом участвовали в конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями. В ходе реализации проекта «Моя семья» предполагаемые результаты были достигнуты.
Для успешного вхождения детей в мир социальных отношений необходимо и в дальнейшем интегрировать усилия детского сада и семьи, которые дают ребенку социальный опыт и во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир
|