Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»
Праздник "День Семьи"
Автор: Суханова Елена Владимировна Жолнерчук Наталия Александровна Торгашева Татьяна Анатольевна Шаповалова Анастасия Николаевна   
12.07.2024 10:46

Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»

Паспорт проекта «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» В.В. Путин

2024г.

Пояснительная записка

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

Самая большая ценность любого человека – это его семья. Семья – это отдельный мир со своими уникальными традициями, которые создают неповторимую атмосферу в каждой семье. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка с раннего возраста. В семье воспитание детей должно строиться на личном примере родных и близких. Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, очевидно, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

 

Скачать проект

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нем говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.

Проблема

  • Недостаток знаний у детей о своей семье.
  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Актуальность проекта:

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.

Реализуя этот проект мы поможем детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому. И самое главное, проект «Моя семья» будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

 

Тема проекта

«Моя семья»

Разработчики и

исполнители проекта

Торгашева Т.А., воспитатель

Суханова Е.В., воспитатель

Шаповалова А.Н., воспитатель

Жолнерчук Н.А., воспитатель

База реализации проекта

МАДОУ Детский сад №5 «Рябинка»

Срок реализации проекта

январь 2024г. март 2024г.

Участники проекта

Дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Классификация проекта

ü  по характеру создаваемого продукта: социально-значимый

ü  по тематике: познавательно-творческий

ü  по количеству создателей: коллективный

ü  по составу участников: групповой

ü   по продолжительности: краткосрочный


Особенность проекта

ü Опора на личный опыт детей, полученный в семье.

ü Доступность материала для детей младшего дошкольного возраста.

ü Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями.

ü Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Методы

ü наглядный

ü словесный

ü  практический

Цель проекта

 Формирование  у детей понятие «семья»; осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям

 

Задачи проекта

ü  Формировать первичные ценностные представления о

семье, семейных традициях.

ü  Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

ü  Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

ü  Развивать партнерские отношения с семьями воспитанников.

Предполагаемые результаты проекта

ü  Формирование у детей представления  о своей семье: о членах     семьи, традициях.

ü  Осознание детьми собственного статуса в семье и понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

ü  Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

ü  Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.

ü  Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.

ü  Повышение активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.

Направления работы

ü с педагогами

ü с воспитанниками

ü с родителями (законными представителями)

Предполагаемый

продукт проекта

ü  Фотовыставка «Я и Моя семья» (творческие работы семей)

ü  Картотеки игр, пословиц, загадок, чистоговорок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.

ü  Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.

ü  Итоговое мероприятие. Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»


Этапы реализации

проекта

1 этап. Подготовительный

Педагог:

ü  разрабатывает план мероприятий по теме проекта.

ü  информирует родителей о целях и задачах проекта

«Моя семья», дает рекомендации родителям по участию в проекте.

ü  опрос детей «Что я знаю о семье?».

ü  подбирает художественно-познавательную литературу, наглядно – дидактические пособия, иллюстративный материал.

ü  составляет план работы со специалистами ДОУ.

ü  рассматривают с детьми семейные фотографии, иллюстрации, открытки.

ü  папка передвижка «Крепкая семья –залог стабильности и процветания общества»

 

Родители, педагоги, музыкальный руководитель:

ü  знакомятся с целями, задачами проекта «Моя семья»,

включаются в его реализацию.

ü  подбор музыкально-литературного репертуара для детей к празднику.

ü  консультации и рекомендации для родителей.

 

Проблема:

Модель трех вопросов:

1.   Что мы знаем? Мы дети. У нас есть родители.

2.   Что хотим узнать? Что такое семья? Кто о нас заботится? Где работают мои родители? Какая у меня семья?

3.   Как мы узнаем?

 

2 этап. Практический (реализация проекта)

Педагог:

ü  консультации для родителей: «Что такое семья для ребенка?», «Роль семьи в воспитании ребенка»,

«Совместные игры с детьми», «Традиции семейного воспитания».

ü  буклеты: «Воспитание ребенка начинается в семье»

«Правила общения в семье»

ü  беседы о семье, чтение рассказов и стихотворений о семье.

ü  оформление информационно - поздравительного стенда

«С праздником дорогие мамы!».

ü  разучивание с детьми песен, стихотворений к празднику

ü  игровая, трудовая, продуктивная и другие виды


 

деятельности с детьми

ü  организация выставки детских рисунков «Моя семья»

ü  родительское собрание:«Игры в семье»

Мастер-класс «Я – семья – род – народ»

Мастер-класс  «Семья- это самое главное в жизни каждого из нас!»

Квест игра с родителями и детьми «Страна моя – Семья моя!»

Дети:

ü сотворчество с родителями:

«Зимние фантазии»

ü рисунки, поделки к тематическим выставкам

ü  участие в сюжетно-ролевых играх

ü разучивание песен, танцев, стихотворений к празднику

 

Родители:

ü  совместное изготовление с детьми атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Больница»,

«Магазин».

ü  выставки: «Семейные увлечения»

«Моя мама рукодельница».

ü  подготовка материалов для совместных выставок

 

Познавательное развитие

§  Беседы на тему: «Мое имя», «Мой адрес», «Моя квартира», «Я и мой папа», «Какая у меня мама?»,

«Мои бабушка и дедушка».

§  Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»

§  Рассматривание:

  сюжетные картинки по теме «Моя семья», семейные фотографии;

  иллюстрации и картинки по теме «Профессии».

§  Дидактические игры: «Моя семья», «Мои хорошие поступки», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы?».

§  Настольно-печатные игры: «Укрась платье для мамы», игра-ассоциация «Мама, папа, я», лото «Семья», «Найди пару».

 

Социально-коммуникативное развитие

§  Беседы на тему: «Дом, в котором я живу»,  «У меня есть брат (сестра)», «Как я помогаю маме».

§  Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери»,

«День рождения мамы (папы)», «Подарки для близких»,

«Детский сад», «В гости к бабушке», «Мама варит обед».

§  Разыгрывание ситуаций:

«Вечер в семье», «К нам пришли гости».


 

§  Игра-драматизация: «Теремок», «Колобок».

§  Настольный театр «Три медведя».

Безопасность

§  Беседы: «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».

 

Речевое развитие

§  Составление рассказов о своей семье (по фотографии, картине): «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая»,

«Мой папа – лучший в мире», «Семейные праздники», «Семья  на отдыхе».

§  Беседы на тему: «Моя семья самая…», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем».

§  Чтение художественной литературы:

В. Осеева «Сыновья», Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин

«Мамина работа»,  А. Шибаев «Кто играет?», М. Тахистова «Семья», «Мой дом»; сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

§  Заучивание (отрывок из стихотворения):

Е. Благинина «Вот какая мама», Г. Виеру «Мамин портрет», М. Морозова «Рисунок для папы», М. Дружинина «Папочка-папуля», Я.Аким «Моя родня»,

«Мама».

§  Чистоговорки: «Ша-ша-ша мама нянчит малыша» и др.(см. приложения)

§  Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.

§  Отгадывание загадок о семье.

§  Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад», «В гостях хорошо, а дома лучше».

§  Дидактические игры: «Назови ласково», «Как тебя зовут?», «Кто что делает?», «Кому что подарим»,

«Дополни предложение».

§  Выставка художественной литературы.

 

Художественно-эстетическое развитие

§  Рисование: «Бусы для мамы», «Украсим рубашку для папы», «Клубочки для бабушки», «Машина для дедушки».

§  Лепка: «Угощение для бабушки», «Мебель для моей семьи (стол)».

§  Аппликация: «Цветы для мамы», «Украсим фартук для бабушки», «Галстук для папы».


 

§  Книжки раскраски «Дружная семья», «Семья зверей»,

«Из какой сказки?».

§  Музыкально-театрализованная деятельность

   разучивание: песен «Мамочка моя милая», «Песенка про папу», песни-игры «У дядюшки Якова», хороводов, танцевальных номеров, колыбельных.

   прослушивание песен: «Песенка мамонтенка»,

«Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой»,

«Колыбельная медведицы».

 

Физическое развитие

§  Ситуативный разговор: «В здоровом теле здоровый дух», «Микробы и мыло».

§  Пальчиковые игры: «Моя семья», «Ладушки», «Кто живет у нас в квартире».

§  Физкультминутки: «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».

 

3 этап. Заключительный (результативный)

Педагог:

ü  Обработка результатов по реализации проекта.

ü  Оформление фотовыставки «Я и моя семья».

ü  Итоговое мероприятие: Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»

ü  Презентация проекта «Моя семья».

Взаимодействие с родителями:

ü  Сбор информации по итогам проекта (анкетирование, беседы, опрос, отзывы).

ü  Оценка эффективности работы в проекте.

Продукт проекта

ü  Фотовыставка «Я и Моя семья» (творческие работы семей)

ü  Методический продукт: презентация проекта «Моя семья»

ü  Итоговый продукт: Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»

 

 

Заключение

 

Оценка результатов

Дети:

ü  Дети получили необходимую информацию о семье: что такое семья, у семьи есть история и традиции.

ü  Имеют представление о родственных отношениях.

ü  Проявляют уважительное отношение к родным и близким.


Родители:

ü  Повысился уровень компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.

ü  Возросла родительская активность в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

ü  Родители обменялись опытом семейного воспитания, семейными традициями друг с другом.

 

Педагог:

ü  Расширилось сотрудничество с родителями.

ü  Разработан консультативно - практический материал для родителей.

ü  Выработан единый стиль воспитания ребенка в ДОУ и семье.

 

 

Вывод

Подводя итог можно сказать, что проводимая работа по данному проекту благотворно повлияла на развитие нравственных установок дошкольников, способствовала установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. В результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «семья», «родные» и «близкие», узнали о семейных традициях. А родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду: с огромным интересом участвовали в конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями. В ходе реализации проекта «Моя семья» предполагаемые результаты были достигнуты.

Для успешного вхождения детей в мир социальных отношений необходимо и в дальнейшем интегрировать усилия детского сада и семьи, которые дают ребенку социальный опыт и во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год