Представление опыта работы воспитателя Лебедевой Юлии Алексеевны на тему: «Семья и и духовно — нравственное воспитание дошкольников». |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Лебедева Юлия Алексеевна | |||
25.06.2023 22:32 | |||
Представление опыта работы воспитателя Лебедевой Юлии Алексеевны на тему: «Семья и и духовно — нравственное воспитание дошкольников». Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены. Задачи, сформулированные в различных документах и методических источниках, звучат подчас пафосно и напыщенно. Суть же работы в указанном направлении — формирование у маленького гражданина нашего общества эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться под их тяжестью. Трагедия современности — в исчезновении семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно — коммунальному существованию. Формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко. Нет общих интересов, дел, целей. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Слишком много времени отнимает борьба за благополучие и стабильность семьи. Желание ребёнка окружить своеобразной «защитной стеной», которая обеспечила ему материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги, детский сад, школа). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребёнка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания. Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях.
Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребёнка всем строем своей жизни. Кардинальные изменения образа жизни требуют изменения требуют традиционно — культурного уклада большинства российских семей, привычно выстраивающих отношения на приоритете старших над младшими, подчинение воле мужа, как главы семейства. При всей значимости родители никогда не были и не будут единственными и всемогущими вершителями судеб своих детей. Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально — статусное положение ребёнка в обществе. При этом возникает серьёзная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает повальный характер. Родители оказываются неспособными соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств как: практичность и деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие и порядочность. Вместе с тем, духовность — результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для её формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя любить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд -высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в недостойные условия. Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов ( «мама спит», «нужно не шуметь»), терпимости ( «ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходителен к пожилым людям»). Взаимодействие семьи на духовно — нравственное развитие детей отличается индивидуальностью, неповторимостью и любовью. Любовь — одна из самых важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создаёт единую психическую и духовно — эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, какой он есть. Приоритетной я считаю задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающую роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам — семьи и дошкольному учреждению, и всестороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде: семья — педагог — ребёнок. Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания — чувства любви к своей семье, к своей Родине формируются одной фразой и часто задача воспитания любви к своей семье, краю, городу решается формально. Для того, чтобы этого не происходило, педагогический коллектив нашего ДОУ решил проанализировать работу в данном направлении, выявить положительные и отрицательные стороны, наметить свои пути совершенствования. Мы работаем несколько лет по программе «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» Сконцентрироваться вокруг рассматриваемой проблемы помог метод проектов. Будучи включённой о организационную систему ДОУ, эта технология позволяет существенно повысить качество образования, становится инструментом саморазвития воспитателей, детей и родителей. Использование данного метода ДОУ позволяет сочетать интересы всех участников проекта. Нами, педагогами, родителями и детьми были разработаны несколько проектов по всем возрастным группам. Были взяты темы: «Дружная семья», «Моя семья», «Мой ребёнок». Родители оказывали нам неоценимую помощь в выполнении проекта. На плитках были изготовлены коллажи, сделанные родителями вместе с детьми. Каждая семья сделала коллажи по-своему, отразив в них любимые занятия детей, профессии родителей, традиции и обычаи семьи. Кто-то использовал фотографии, кто-то рисунки свои и детей, кто-то просто картинки. Используя рисунки, фотографии, были сделаны книжки — самоделки. Это позволяет детям получить представления об индивидуальности каждой семьи, а также помогает решить одну из важных речевых задач — составлять рассказ из личного опыта. В детском саду совместно с родителями проводились различные мероприятия: вечера семейного отдыха к — ко Дню Защитника Отечества «Богатырские состязания», ко Дню 8 Марта — «Мама — друг хороший мой». Родители совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой любимый г. Галич». А как старательно дети готовили подарки своим близким к празднику, с каким трепетом, желанием, вкладывая в поделки свою любовь. Совместно с воспитателями дети изготовляли кукольную мебель (из бросового материала) для обустройства домика кукол. На занятиях «Взрослые и дети», «Я и моя семья» дети делились впечатлениями о своей семье, о своих близких. Провели вечер пословиц и поговорок «Вся семья вместе — так и душа на месте», читаем литературные произведения классиков советской литературы В. Осеевой, С. Михалкова, Е.Благининой и другие. Родители откликнулись и на создание мини — музея «русской избы» в разных возрастных группах. Руками воспитателей в сотворчестве с детьми и родителями оформлены макеты «Галичское озеро», «Балчуг», «Улица города», «Лес — наше богатство», уголки по патриотическому воспитанию в группах пополнились фото — выставками, фотоальбомами, материалами целевых прогулок и экскурсий по родному городу. С помощью родителей сделали стенды «Кораблик детства», «Кто в домике живёт», генеалогические деревца «Моя семья» и в форме домиков — теремочков. Так дети старшей группы вместе со взрослыми изготовили карту — путеводитель по городу Галичу, дети подготовительной группы — коллаж «Город, в котором мы живём», книгу «Здесь Родины моей начало», сделанной своими руками. Мною были оформлены страницы «Моя малая Родина», «Преданье старины глубокой», «Вместе дружная семья». По книге дети рассказывали о тех прекрасных, милых сердцу уголках: о Балчуге, о Галичском озере, о торговых рядах, о старинных церквях, о своих семьях. С чувчтвом, под песню «Моя Россия — это Галич», на стихи местной поэтессы С. Виноградовой, дети исполнили музыкальную композицию. Были изображены: закат над озером, и красота родной природы, и тяжёлый труд рыбаков. Экскурсовод Наталья Викторовна рассказала о жизни и быте жителей Рыбной слободы. Старинными фотографиями поделился с нашим детским садом краевед Н.В. Сотников. Также в исполнении детей прозвучали местные озорные весёлые частушки, которые в свою молодость пели их прабабушки и прадедушки. Очаровала всех и «Крендедеюлина», старинная русская песня — пляска жителей Рыбной слободы. Дети совместно с родителями создавали свои семейные гербы. Таким образом, благодаря совместным действиям детского сада и семьи удалось устранить некоторые проблемы, значительно повысить качество и эффективность работы, накопить богатый материал библиотечки, папки-копилки, картотеки, видеоматериалы, завязать интересные знакомства. Большую помощь в организации работы по приобщению детей к истории и культуре родного края оказывает местный краевед Н.В. Сотников. Он частый гость в нашем детском саду, который всегда рад поделиться своими воспоминаниями о прошлой жизни жителей Рыбной слободы, а также ответил на все интересующие детей вопросы. Что ели наши предки? Как одевались? Учились в школе? Как отдыхали? Работали? Как проходили праздники? Наш детский сад сотрудничает и взаимодействует с краеведческим музеем г. Галича, с музыкальной школой (с детским фольклорным ансамблем «Задоринка» под руководством Л.В. Парусовой и Г.К. Зубовым) с Библиотечно-информационным центром, с родителями наших воспитанников, с социумом ближайшего окружения. Работа по духовно-нравственному воспитанию эффективна, если установлена связь с родителями воспитанников. Родители не только помощники детского, но и равноправные участники воспитательного процесса. Совместно с родителями проводились праздники «Осенины в Рыбной слободе», «Широкая Масленица»,, «При солнышке тепло — при матушке — добро». родители приходят в детский сад не только увидеть народный праздник, но и чтобы активно участвовать в нём. Они с интересом участвуют в обрядовых действиях, водят с детьми хороводы, читают стихи, поют песни. На основе практических нароботок мы издали сборник методических рекомендаций «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Уже несколько лет на нашей Костромской земле проходит Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». Проведение этого кинофорума свидетельствет о том, что сегодня российский народ вновь возвращается к своим исконным дцховным и нравственным традициям, без которых невозможно нормальное социально — экономическое развитие нашей страны. Педагоги детского сада и родители наших воспитанников активно посещают просмотры фильмов — призёров. Единодушно нам понравился анимационный фильм Г.И. Беда из г.Королёв Московской области, по сказке Е.И. Шварца. Мы провели по нему занятие по теме: «Дружная семья» (программа «Истоки»), побеседовали по содержанию фильма. Дома все дети взахлёб рассказывали об этом фильме, просили его купить. родители в свою очередь обратились к нам с этой просьбой. Так у нас возникла идея провести большое родительское собрание по истоковедению на тему: «Реализация программы «Истоки», «Воспитание на социо — культурном опыте» в детском саду. Родители были очень благодарны нам за эту идею, с интересом обсуждали фильм, реплики героев, сами выступали в роли детей, участвовали в ресурсном круге, работали в парах. Таким образом, духовно — нравственное воспитание маленького ребёнка — дошкольника начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в детском саду. Наследование нравственных и духовных ценностей в самом нелепом возрасте — это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своей семье, Родине, Отечеству.
|