Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Представление опыта работы воспитателя Лебедевой Юлии Алексеевны на тему: «Семья и и духовно — нравственное воспитание дошкольников».
Праздник "День Семьи"
Автор: Лебедева Юлия Алексеевна   
25.06.2023 22:32

Представление опыта работы воспитателя Лебедевой Юлии Алексеевны на тему: «Семья и и духовно — нравственное воспитание дошкольников».Представление опыта работы воспитателя Лебедевой Юлии Алексеевны на тему: «Семья и и духовно — нравственное воспитание дошкольников».

Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.

Идеи патриотизма возвышены. Задачи, сформулированные в различных документах и методических источниках, звучат подчас пафосно и напыщенно. Суть же работы в указанном направлении — формирование у маленького гражданина нашего общества эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться под их тяжестью.

Трагедия современности — в исчезновении семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно — коммунальному существованию. Формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко. Нет общих интересов, дел, целей. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Слишком много времени отнимает борьба за благополучие и стабильность семьи. Желание ребёнка окружить своеобразной «защитной стеной», которая обеспечила ему материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги, детский сад, школа). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребёнка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания. Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях.

 

Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребёнка всем строем своей жизни.

Кардинальные изменения образа жизни требуют изменения требуют традиционно — культурного уклада большинства российских семей, привычно выстраивающих отношения на приоритете старших над младшими, подчинение воле мужа, как главы семейства. При всей значимости родители никогда не были и не будут единственными и всемогущими вершителями судеб своих детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально — статусное положение ребёнка в обществе. При этом возникает серьёзная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье.

Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества.

Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает повальный характер. Родители оказываются неспособными соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств как: практичность и деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие и порядочность. Вместе с тем, духовность — результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для её формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным.

Нельзя любить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд -высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в недостойные условия.

Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов ( «мама спит», «нужно не шуметь»), терпимости ( «ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходителен к пожилым людям»).

Взаимодействие семьи на духовно — нравственное развитие детей отличается индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь — одна из самых важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п.

Она создаёт единую психическую и духовно — эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, какой он есть.

Приоритетной я считаю задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающую роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам — семьи и дошкольному учреждению, и всестороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде: семья — педагог — ребёнок. Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания — чувства любви к своей семье, к своей Родине формируются одной фразой и часто задача воспитания любви к своей семье, краю, городу решается формально.

Для того, чтобы этого не происходило, педагогический коллектив нашего ДОУ решил проанализировать работу в данном направлении, выявить положительные и отрицательные стороны, наметить свои пути совершенствования. Мы работаем несколько лет по программе «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте»

Сконцентрироваться вокруг рассматриваемой проблемы помог метод проектов. Будучи включённой о организационную систему ДОУ, эта технология позволяет существенно повысить качество образования, становится инструментом саморазвития воспитателей, детей и родителей. Использование данного метода ДОУ позволяет сочетать интересы всех участников проекта.

Нами, педагогами, родителями и детьми были разработаны несколько проектов по всем возрастным группам. Были взяты темы: «Дружная семья», «Моя семья», «Мой ребёнок». Родители оказывали нам неоценимую помощь в выполнении проекта.

На плитках были изготовлены коллажи, сделанные родителями вместе с детьми. Каждая семья сделала коллажи по-своему, отразив в них любимые занятия детей, профессии родителей, традиции и обычаи семьи.

Кто-то использовал фотографии, кто-то рисунки свои и детей, кто-то просто картинки.

Используя рисунки, фотографии, были сделаны книжки — самоделки. Это позволяет детям получить представления об индивидуальности каждой семьи, а также помогает решить одну из важных речевых задач — составлять рассказ из личного опыта.

В детском саду совместно с родителями проводились различные мероприятия: вечера семейного отдыха к — ко Дню Защитника Отечества «Богатырские состязания», ко Дню 8 Марта — «Мама — друг хороший мой». Родители совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой любимый г. Галич».

А как старательно дети готовили подарки своим близким к празднику, с каким трепетом, желанием, вкладывая в поделки свою любовь.

Совместно с воспитателями дети изготовляли кукольную мебель (из бросового материала) для обустройства домика кукол. На занятиях «Взрослые и дети», «Я и моя семья» дети делились впечатлениями о своей семье, о своих близких.

Провели вечер пословиц и поговорок «Вся семья вместе — так и душа на месте», читаем литературные произведения классиков советской литературы В. Осеевой, С. Михалкова, Е.Благининой и другие.

Родители откликнулись и на создание мини — музея «русской избы» в разных возрастных группах. Руками воспитателей в сотворчестве с детьми и родителями оформлены макеты «Галичское озеро», «Балчуг», «Улица города», «Лес — наше богатство», уголки по патриотическому воспитанию в группах пополнились фото — выставками, фотоальбомами, материалами целевых прогулок и экскурсий по родному городу. С помощью родителей сделали стенды «Кораблик детства», «Кто в домике живёт», генеалогические деревца «Моя семья» и в форме домиков — теремочков.

Так дети старшей группы вместе со взрослыми изготовили карту — путеводитель по городу Галичу, дети подготовительной группы — коллаж «Город, в котором мы живём», книгу «Здесь Родины моей начало», сделанной своими руками. Мною были оформлены страницы «Моя малая Родина», «Преданье старины глубокой», «Вместе дружная семья». По книге дети рассказывали о тех прекрасных, милых сердцу уголках: о Балчуге, о Галичском озере, о торговых рядах, о старинных церквях, о своих семьях.

С чувчтвом, под песню «Моя Россия — это Галич», на стихи местной поэтессы С. Виноградовой, дети исполнили музыкальную композицию. Были изображены: закат над озером, и красота родной природы, и тяжёлый труд рыбаков. Экскурсовод Наталья Викторовна рассказала о жизни и быте жителей Рыбной слободы. Старинными фотографиями поделился с нашим детским садом краевед Н.В. Сотников. Также в исполнении детей прозвучали местные озорные весёлые частушки, которые в свою молодость пели их прабабушки и прадедушки. Очаровала всех и «Крендедеюлина», старинная русская песня — пляска жителей Рыбной слободы. Дети совместно с родителями создавали свои семейные гербы.

Таким образом, благодаря совместным действиям детского сада и семьи удалось устранить некоторые проблемы, значительно повысить качество и эффективность работы, накопить богатый материал библиотечки, папки-копилки, картотеки, видеоматериалы, завязать интересные знакомства. Большую помощь в организации работы по приобщению детей к истории и культуре родного края оказывает местный краевед Н.В. Сотников. Он частый гость в нашем детском саду, который всегда рад поделиться своими воспоминаниями о прошлой жизни жителей Рыбной слободы, а также ответил на все интересующие детей вопросы. Что ели наши предки? Как одевались? Учились в школе? Как отдыхали? Работали? Как проходили праздники?

Наш детский сад сотрудничает и взаимодействует с краеведческим музеем г. Галича, с музыкальной школой (с детским фольклорным ансамблем «Задоринка» под руководством Л.В. Парусовой и Г.К. Зубовым) с Библиотечно-информационным центром, с родителями наших воспитанников, с социумом ближайшего окружения.

Работа по духовно-нравственному воспитанию эффективна, если установлена связь с родителями воспитанников. Родители не только помощники детского, но и равноправные участники воспитательного процесса. Совместно с родителями проводились праздники «Осенины в Рыбной слободе», «Широкая Масленица»,, «При солнышке тепло — при матушке — добро». родители приходят в детский сад не только увидеть народный праздник, но и чтобы активно участвовать в нём.

Они с интересом участвуют в обрядовых действиях, водят с детьми хороводы, читают стихи, поют песни. На основе практических нароботок мы издали сборник методических рекомендаций «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим».

Уже несколько лет на нашей Костромской земле проходит Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». Проведение этого кинофорума свидетельствет о том, что сегодня российский народ вновь возвращается к своим исконным дцховным и нравственным традициям, без которых невозможно нормальное социально — экономическое развитие нашей страны.

Педагоги детского сада и родители наших воспитанников активно посещают просмотры фильмов — призёров. Единодушно нам понравился анимационный фильм Г.И. Беда из г.Королёв Московской области, по сказке Е.И. Шварца. Мы провели по нему занятие по теме: «Дружная семья» (программа «Истоки»), побеседовали по содержанию фильма. Дома все дети взахлёб рассказывали об этом фильме, просили его купить. родители в свою очередь обратились к нам с этой просьбой. Так у нас возникла идея провести большое родительское собрание по истоковедению на тему: «Реализация программы «Истоки», «Воспитание на социо — культурном опыте» в детском саду. Родители были очень благодарны нам за эту идею, с интересом обсуждали фильм, реплики героев, сами выступали в роли детей, участвовали в ресурсном круге, работали в парах.

Таким образом, духовно — нравственное воспитание маленького ребёнка — дошкольника начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в детском саду. Наследование нравственных и духовных ценностей в самом нелепом возрасте — это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своей семье, Родине, Отечеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год