Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы «Мир семьи» |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Кристосяк Ирина Олеговна | |||
30.01.2023 11:20 | |||
Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы «Мир семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16». 457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Куйбышева, дом 31 «А», Выполнил: педагог-психолог Кристосяк И. О. г.Южноуральск, 2023 г. Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков. Задачи:
Материалы и оборудование: световые столы-планшеты на каждого ребенка, кварцевый песок, набор инструментов для песочной анимации, набор трафаретов для рисования песком, различные камешки, ракушки, миниатюрные фигурки, ноутбук, иллюстрации на тему «Семья».
Ход занятия. Дети входят в кабинет под спокойную музыку.. Педагог-психолог: здравствуйте ребята, я очень рада вас сегодня видеть. Пожалуйста подойдите ко мне. Прежде, чем мы начнём занятие, я предлагаю выполнить упражнение. Упражнение «Рукопожатие» Дети встают в круг. Психолог просит детей взяться за руки и передать как эстафету рукопожатие. При этом психолог говорит следующие слова: «Я передам тебе (имя ребёнка) свою дружбу (слегка сжимает руку), а ты передай её следующему.» Так упражнение выполняется по кругу пока рукопожатие не вернётся обратно психологу. В конце психолог просит всех улыбнуться друг другу. Педагог-психолог: Молодцы, как весело у вас получилось! А теперь я приглашаю вас подойти к световым столам и поудобнее присесть. (Если, сидя ребенку работать не удобно, то он может выполнять задания стоя). Перед началом занятия обязательно нужно повторить правила работы с песком:
(Педагог-психолог вместе с детьми проговаривают правила работы с песком.) Разогревающие игры с песком: Педагог-психолог: Предлагаю поздороваться с песком. Потрогайте песок. Положите на него ладошки, погладьте песок. Скажите, какой он? Дети: ответы детей (Холодный, сыпучий) Педагог-психолог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песочек!» Дети: здороваются с песком. Педагог-психолог: Песочку грустно и одиноко, предлагаю его развеселить! Как можно его развеселить? Дети: ответы детей (Обнять, угостить конфетой). Педагог-психолог: А я вам предлагаю так: пощекочите песок пальчиками сначала одной рукой, затем другой. А теперь обеими ручками. Дети выполняют действия, предложенные педагогом-психологом. Педагог-психолог: Песок развеселился! Педагог-психолог: Ребята, предлагаю приступить к заданию, нарисуйте пожалуйста солнце и лучики. (Световой фон на столах-планшетах желтый). Педагог читает стихотворение: Нарисуем желтый круг, После лучики вокруг Пусть на белом свете Ярче солнце светит! Педагог-психолог: Скажите пожалуйста, какое солнце по цвету? Дети: ответы детей (Желтое, красное, оранжевое). Педагог-психолог: Да, правильно. Предлагаю вам взять желтые камни и украсить каждому своё солнце. Дети по своему желанию украшают солнце камнями. Педагог-психолог: Скажите пожалуйста, когда солнце светит, что бывает? Дети: ответы детей (Жарко бывает, тепло). Педагог-психолог: Скажите пожалуйста, а когда бывает тепло и спокойно ребенку, детям, людям? Дети: ответы детей (Когда хорошо, когда не болеют, когда мама рядом). Педагог-психолог: Конечно, когда рядом с ними мама, папа, семья! Что такое семья, ответьте мне? Дети: ответы детей (Родные рядом, все любят друг друга). Педагог-психолог: Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации по теме. Педагог-психолог: Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушайте стихотворение. Что такое семья? Семья — это мама и папа, и дед, Бабуля нам вкусный готовит обед. В семье еще братья и сестры бывают, Семья — это я. И меня называют
Мне кто-то — братишка, а кто-то — сестричка. Педагог-психолог: А как вас называют вас дома родители? Дети: ответы детей (Котик, любимыми, доченька). Педагог-психолог: Оказывается, как хорошо, нежно и ласково…… Взгляните на рисунок — у нас получилась солнышко, а каждый член семьи — это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же, как и я, не даром иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне, так и по характеру. А что значит счастливая семья, какая она? Как вы думаете, что вы можете сделать для своей семьи? Дети: ответы детей (Слушаться маму, помогать). Педагог-психолог: Правильно, помогать родителям, уважительно относиться к ним, заботиться о младших братьях и т. д.) В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. Семьи все разные. А чем они отличаются? Дети: ответы детей (привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Педагог-психолог: Правильно. Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. (Педагог показывает фотографии по теме). А теперь предлагаю немного отдохнуть, выходите на середину комнаты. Физминутка Кто живёт у нас в квартире Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). Педагог-психолог: Мы с вами немного отдохнули, предлагаю вам пройти на свои места. Теперь внимательно рассмотрите картинки и ответьте на мои вопросы. Задаю следующие вопросы: Педагог-психолог: Кто изображен на рисунке? Дети: ответы детей (Люди, родные, семья.) Педагог-психолог: Кем дети приходятся маме и папе? Дети: ответы детей (Сыном, дочерью или дочкой.) Педагог-психолог: Как можно назвать маму и папу одним словом? Дети: ответы детей (Родители.) Педагог-психолог: Кем приходятся друг другу мальчик и девочка, изображенные на рисунке? Дети: ответы детей (Они брат и сестра.) Педагог-психолог: Кто они для бабушки и дедушки? Дети: ответы детей (Внук, внучка.) Педагог-психолог: Кем приходятся друг другу мама и папа? Дети: ответы детей (Они муж и жена.) Педагог-психолог: Кем приходятся друг другу бабушка и дедушка? Дети: ответы детей (Муж и жена) Педагог-психолог: Как здорово вы ответили на мои вопросы! Горжусь вами! Прежде, чем мы продолжим работу с песком, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – это я, Вот и вся моя семья Педагог-психолог: Отлично у вас получилось! А теперь продолжим. Предлагаю вам изобразить каждому свой «мир семьи» на песке, солнце у вас уже есть. Посмотрите, у вас на столах находятся миниатюрные фигурки людей, животных, домов и т. д. Вы можете выбрать и взять все, что вам захочется для создания «мира семьи». Дети с интересом начинают создавать «мир семьи» на песочных столах-планшетах. (По желанию ребенка световой фон стола-планшета можно изменить). Педагог-психолог обращается к каждому ребенку, с просьбой рассказать о «мире семьи», которую он создал на песке. Педагог-психолог: Какая семья у тебя получилась? Дети: ответы детей (Счастливая, красивая, дружная) Педагог-психолог: Скажи пожалуйста, как ты украсил место, где живет твоя семья? Дети: ответы детей (Выложить дорожку из разных камней, создал пруд, выложил облака, изобразил различные растения). Педагог-психолог: Здорово! Какие прекрасные рассказы вы составили про свои семьи! Какое у вас настроение? Дети: ответы детей (Веселое, радостное, доброе!). Итог занятия: Педагог-психолог: На этом наше занятие закончено, расскажите ребята, что вы нового узнали про семью? Дети: ответы детей (нужно помогать родным, уважать старших, соблюдать традиции). Педагог-психолог: правильно, необходимо уважать и любить своих родных, заботиться о них, помогать им. Тогда в семье будут царить согласие, мир, покой и счастье. Мне понравилось с вами работать! Спасибо вам!
|