Проект: «Моя счастливая семья» |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Алышева Нина Евгеньевна | |||
27.12.2017 08:42 | |||
Проект: «Моя счастливая семья» Выполнила проект: воспитатель Алышева Нина Евгеньевна 2017 год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 Крыловского района Участники проекта: дети подготовительной группы, родители; Продолжительность проекта: 2недели Тип проекта: групповой, практико-ориентированный. Руководитель проекта: воспитатель старшей группы. Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Принципы построения педагогического процесса:
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Цель проекта:
Задачи проекта:
Ожидаемый результат. За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Работа с родителями.
Работа по реализации проекта. 1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы. - Самые родные для ребенка люди? - Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи? - Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им? - Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся? - Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? - Кем вы приходитесь бабушке? - Кем приходится ваша мама вашей бабушке? - Как вы думаете, это чужие люди или родственники? - Как можно назвать одним словом этих людей? - Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? - Что такое семья? - Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями. 2 этап (подготовительный). Учитель-логопед подобрал наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа. 3 этап (основной). В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Затем дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе по теме «Генеалогическое древо» 4 этап (заключительный). В конце нашего проекта была устроена выставка работ «Генеалогическое древо», составленного вместе с родителями. Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Педагог – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Конспект занятия по теме: «Моя любимая семья». Цель: Обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. Вопросы:
Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус: 7 я.) Дети. Слово «семья». Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает это слово — семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка — походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Физминутка «Семья». Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! Воспитатель: В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (Дети вспоминают, а потом по очереди их произносятпословицы и поговорки о семье:
Воспитатель: Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье? (Рассказы детей о своей семье). Учитель-логопед: Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких? (Ответы детей.) Воспитатель: Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться. Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья…… Воспитатель: Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе. Вы знаете, что семья должна быть дружной. Игра «Кувшин доброты». Воспитатель: У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается. Воспитатель: Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. Дети по — очереди желают своей семье всего самого хорошего. Воспитатель: Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой. Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют. Дидактические игры. «Домашний труд». Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда. Ход игры. Воспитатель: Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться. Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д. «Передай свое тепло ребенку стоящему рядом». Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода. Ход игры. Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей) Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, солнышко встает. Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. «Чем можно порадовать маму». Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик. Ход игры. Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму. Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковое упражнение «Дом». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук. Ход игры. Ой, смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком») Он не низок, не высок, Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка») Кто, скажите, здесь живет? Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед) Печеньем угостите, Я по дому все умею — (Загибаем пальчики, начиная с мизинца) Шить, готовить, убирать, Я сама везде поспею, Буду пол мыть и стирать. Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться) Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх). Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком») Будет этот домик мой!»
|