Конспект занятия «Семья и жилище». |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Салимова Рита Маратовна | |||
30.09.2015 14:45 | |||
Конспект занятия «Семья и жилище». МАДОУ «Детский сад №12» МР Учалинский район, в подготовительной группе №10, Образовательная область «Познание». Воспитатель: Салимова Р.М. Задачи: Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Оборудование: Буквы «Д», «О», «М»; картинки о семье, доме; выставка рисунков; сюжетные картинки о дружной и недружной семье, картинка «Дом», схема дома из букв, схема родословного дерева, аудиозапись игры-танца «У меня есть одна тетя…» Предварительная работа: Совместный поиск родителями и детьми пословиц о доме, семье; совместные рисунки взрослых и детей на тему «Семья», составление фотоальбома «Наши дети в семье». Ход занятия: - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что окружает человека в жизни. - Что можно отнести к самому близкому окружению любого человека? (- Семью.) - Что окружает семью? (- Дом.) - Что находится вокруг дома? (- Забор.) - А за забором? (- Улица.) - И т. д. Ребята, что мы отнесем к самому далекому окружению? (-Космос.) - Отгадайте две загадки. Отгадки – это то, что окружает человека. Толстый бычище, Много разной тут родни. А все вместе, кто они? (Семья.) - Ближайшее окружение человека – это семья и дом. - Как вы понимаете, что такое «семья»? - Правильно, это наши папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Все они живут вместе, чаще всего, носят одну фамилию и называются семьей. Семья создается для каждого человека. Без семьи человеку очень трудно. В семье все друг другу помогают. - Чем в семье должен заниматься папа? (- Строить дом, выращивать сад, зарабатывать деньги.) - А какие заботы лежат на маминых плечах? (- Воспитывать детей, готовить еду, следить за порядком в доме, чтобы было всегда всем тепло и уютно.) - Ребята, как вы думаете, кому труднее всего без семьи? - Правильно, маленьким детям. Они мало знают и умеют. Они нуждаются в помощи старших членов семьи. - Почему трудно без семьи стареньким людям? - Бабушки и дедушки очень много знают и умеют. Они с радостью передают все это своим детям и внукам. Но старенькие люди часто болеют, не могут сами прибрать в доме, сходить в магазин. Им без помощников не обойтись. - Мы уже с вами большие, и можем помогать и младшим и старшим, правда? - Поднимите руку, у кого есть младшие братишки и сестренки? Вы, конечно, их любите и ухаживаете за ними! - А как вы помогаете бабушкам и дедушкам? - Молодцы, ребята! - А теперь посмотрите на две картинки. На какой картинке нарисована дружная семья? - Почему вы так думаете? - Все заняты делом, друг другу не мешают, все улыбаются. Семья отдыхает. - Похожа ли вторая картина на первую? - Почему? - Мальчики смеются над девочкой, девочка плачет. Ей никто не помогает. - Значит, какая семья изображена на второй картинке? - Перед занятием мы с вами устроили выставку рисунков «Моя семья». Давайте посмотрим, какие у вас семьи — дружные или нет? Кто хочет рассказать? (3-4 ребенка.) - спасибо за интересные рассказы. По вашим рисункам, по вашим глазкам, по рассказам я вижу, что семьи у вас замечательные, и вы их очень любите. - Чтобы любить семью еще сильнее, гордиться ею, надо знать историю своего рода: кем были, где жили, чем были знамениты ваши прабабушки, прадедушки, прапра… Их называют предками. Знание о своих предках дает человеку силу и уверенность в себе. - Изобразим семью с помощью родословного дерева. Кого в семье можно назвать корнями? - Кто является стволом? - А кто будет веточками? - Сколько веточек на родословном дереве … (имена детей). - На родословном дереве может быть очень много веточек. Семьи бывают очень большими, и для каждого члена семьи, родственника есть свое название. Предлагаю соревнование между девочками и мальчиками. Кто больше назовет названий родственников на русском и башкирском языках! - Молодцы! А теперь немного от дохнем. Споем песенку о родственнице, о тете «У меня есть одна тетя…» Физминутка. - Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать семья? - Правильно, без любви, без дома. - Что вы называете домом? - Правильно, дои – это ваши квартиры, где папа и мама. - Скажите, для чего человеку дом? - Дом защищает нас от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает человеку тепло, уют, покой. Даже в игре «Догонялки» слова «Я в домике» вас защищают. - Что человек делает в доме? (-Спит, ест, смотрит телевизор, читает, нянчит детей, поет, встречает гостей, играет…) - В какие игры вы любите играть? Вспомните, как интересно вам играть в «Дом» или «Семью». У вас в уголке есть и стол, и кровать, и разная посуда. Вы подражали своим папам и мамам, показывали свои домики друг другу; как и взрослые, гордились его красотой и уютом. - Многие люди сочиняли в своих домах сказки, стихотворения, пословицы. Вспомним пословицы, которые мы учили на прошлом занятии и дома с родителями. Держитесь друга старого, а дома – нового. Все дороги ведут к дому. - Молодцы, ребята. Что хранит каждая пословица? (-Народную мудрость.) - Вот и к нам пришла в гости старенькая, но очень добрая, веселая и мудрая бабушка, по – башкирски «уласяй». Она нам расскажет, что обозначают буквы в слове «дом». Девочка в роли бабушки: В слове «дом» все буквы со смыслом. Я ведь, милые мои детки, слова умные да красивые, как ягодки собираю. Много добра за жизнь свою насобирала. Вот и слово «дом» нашла. Вроде простое, а ведь каждая буковка в нем имеет великий смысл. (Девочка пользуется схемами). Буква «Д» похожа на фундамент. У нее двускатная крыша. Крепкие стены и надежный фундамент. Русские люди ее так и называли «Дом». Буква «О» — это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папы и мамы, братья и сестры. Это ваша семья. Возьметесь вы за руки, встанете кольцом, вот и получится буква» О». Вы вместе живете в своем доме, поэтому букву «О» поставили рядом с буквой «Д». – получилось «ДО». А буква «М» похожа на ограду. Дом надо охранять, семью оберегать. За забором можно жить спокойно. Вот и поставили букву «М» — забор рядом с буквой «Д» — домом и рядом с буквой «О» — твоей семьей. Что теперь получилось? – «ДОМ». - Уласяй, а есть ли у тебя дом? - Конечно, есть. Он настоящий деревенский, большой и светлый. Я его очень люблю. - Уласяй, хочешь мы попробуем сложить твой дом на бумаге. - Очень хочу. - Тогда присядь на стульчик, а мы с ребятами поработаем. Давайте вспоминать, на чем стоит дом? (-На фундаменте.) - Для чего строят фундамент? (-Чтобы уберечь дом от дождевых и талых вод.) - Что еще нужно? (- Стены.) - Правильно, рисуем сруб. А для чего в доме стены? (- Стены защищают от холода, ветра, хищников, врагов.) - Еще чего не хватает? (-Крыши.) - Для чего нужна крыша? (- Защищает от дождя, снега, молнии…) - Что еще мы забыли? (-Окна и двери.) - Скажите, зачем нужны окна и двери? - Уласяй, узнаешь свой дом? - Действительно, это мой дом. Вы его создавали с такой любовью! Пусть он на бумаге, но от него веет вашим теплом, теплом ваших рук. Большое вам спасибо. - Уласяй, а с кем ты живешь? - У нас большая семья. У меня есть внук и внучка, а у них мама и папа, да еще мой картатай. - Посмотрите, ребята, много людей живут одной крепкой семьей. И мы желаем, чтобы их дом был «полной чашей». Так говорят, когда желают людям добра. Помогите, пожалуйста, мне наполнить эту чашу вашими добрыми словами. - Желаю вам любви. - Желаю вам дружбы. - Желаю вам здоровья. - Желаю вам тепла. - Желаю вам уюта. - Желаю вам покоя. - Желаю вам уважения - Желаю вам удачи. - Желаю вам мира. - Желаю вам достатка. Уласяй: — Спасибо большое. И вы растите крепкими и здоровыми, радуйте своих пап и мам. Рефлексия. - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Какой мы сделаем вывод? (-Дом и семья неотделимы. Нужно беречь свою семью, свой дом.)
|