Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери». |
День Матери | |||
Автор: Скрягина Татьяна Данииловна | |||
17.04.2014 00:51 | |||
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери». Цель:
Познакомить детей с основными событиями жизни Богородицы.
Дать преставление об основных православных праздниках и духовно-нравственном укладе жизни своего народа.
Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком, через знакомство с миром иконографии.
Воспитывать чувства любви к матери.
Материал для занятия:
Фотография мамы с ребенком, икона Пресвятой Богородицы, подборка картин с изображением известных Успенских храмов России.
Словарная работа:
Лампада, колыбель, молитва, Пресвятая Богородица, Дева Мария, икона, Успение Пресвятой Богородицы, ложе, лик, апостолы, песнопения, Иерусалим, вера, священник, одеяние, Иисус Христос, Господь, ангел, Спаситель, младенец, пелена, храм, Русь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры, преподобный, Феодосий Печерский, мастер-зодчий, Византия, Киев, Влахерна, церковь, Русь, Успенский собор Московского Кремля, князь, Иван Калита, святитель, Митрополит Московский, обветшал, Италия, Владимир, Псков, Новгород, жница, жатва, лоснится, копны, снопы, гумна, рожь, овес, пшеница, красный угол, крестьянская изба, праздничная служба, овсяное толокно.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом. На стенде расставлены фотографии мам, икона Пресвятой Богородицы и подборка картин с изображением Успенских храмов.
Воспитатель: Читает стихотворение «В бурю»
Комнату лампада; кротко озаряла
Мать над колыбелью наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья темные качая.
Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку-сына нежно мать глядела;
Колыбель качая, тихо песню пела:
«Да, уймись ты, буря! Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные сторонкой».
Бурь еще немало впереди, быть может,
И не раз забота сон его встревожит.
Спи, дитя, спокойно! Вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки.
Ребята, у всех у нас есть мамы, но самая главная мама для всех людей на земле – Пресвятая Богородица, Дева Мария.
Обратите внимание на икону Успения Пресвятой Богородицы, мы видим изображение самой Пречистой Девы Марии, матери небесной и матери земной. Она лежит на широком ложе, покрытом ярко-красной тканью. Лик и поза Пречистой Девы Марии спокойны, Богородица как будто спит.
Вокруг ложа Пречистой Девы Марии собрались апостолы, самые близкие ученики Христа. Чудесным образом, на облаках, - как иногда изображают на иконе Успения и поют в церковных песнопениях, - были они доставлены Иерусалим из разных мест, где проповедовали веру Христову, чтобы проститься с Богородицей Марией. С нежностью склонились апостолы над телом Пречистой Девы. Чуть дальше, за апостолами у ложа Богородицы изображены священники в священнических одеяниях, и благочестивые женщины.
За ложем Богородицы стоит сам Иисус Христос. Господь Иисус Христос изображен в сиянии славы Божией, окруженный ангелами. Спаситель сошел с небес невидимо для собравшихся людей и встал у ложа своей Пречистой Матери. На руках Спаситель держит младенца, завернутого в пелены. Так, - в виде младенца на руках у Христа, - изображают на иконах Успения душу Пресвятой Богородицы. Закончив свой земной путь, Матерь Божия как будто уснула, передав душу в руки Своего Божественного сына.
А теперь мы с вами поговорим о храмах. Ребята, все храмы, которые мы видим на стенде, посвящены Божией Матери, празднику Её Успения. Издавна на Руси многие прекрасные храмы посвящались Успению Божией Матери.
Успенский собор в Киево-Печерской Лавре.
Успенский собор в Киево-Печерской Лавре был возведен при преподобном Феодосии Печорском. А было это так…
Появляются мастера-зодчие: четверо мальчиков одетые в холщовые рубахи, с перехваченными ободком волосами, подпоясанные цветными поясками.
Первый мастер: Мы зодчие-строители из далекой страны Византии. Чудесным образом попали мы в Киев.
Второй мастер: Однажды на восходе солнца пришли к каждому из нас ангелы и говорят: «Зовет вас Царица в город Влахерну».
Третий мастер: Пришли мы во Влахерну и увидели Царицу, поклонившись Ей и услышали Ее приказание: «Хочу церковь построить Себе на Руси, повелеваю это сделать вам. Сама Я приду посмотреть на ту церковь, и в ней буду жить».
Четвертый мастер: И велела Она нам: «Выйдите наружу, посмотрите, какова должна быть церковь».
Первый мастер: И увидели мы образ чудной церкви на небе и, вернувшись, поклонились Царице.
Мальчики-зодчие кланяются и уходят.
Воспитатель: Это рассказывали греческие строители уже в Киеве. Понимали они, увидев в небе очертания будущего Успенского собора, что не простая Царица говорила с ними, а сама Богородица.
Византийскими мастерами и был построен Успенский собор в Киеве. Изображение этого собора мы видим на экране или картине (с помощью мультимедийной системы).
В те давние времена, в ХI, ХII веках Киев был столицей Руси. А спустя много лет стала главным городом на Руси – Москва.
Успенский собор московского Кремля.
Первый каменный храм в Москве строился при князе Иване Калите, по настоянию святителя Петра, Митрополита Московского. Через некоторое время, когда собор обветшал, из Италии прибыл в Москву итальянский мастер, который не сразу стал перестраивать собор, а отправился сначала в старинные русские города: Владимир, Псков, Новгород, чтобы посмотреть на древние русские храмы и строить собор по старинным образцам. Величественным получился собор.
Воспитатель: Ребята, к нам гости идут.
В зал входят девочки-жницы в русских сарафанах с колосьями в руках.
Первая жница: А знаете ли вы, ребята, что на Руси к празднику Успения Пресвятой Богородицы заканчивалась уборка хлеба – жатва?
Вторая жница:
Посмотрю пойду, полюбуюся,
Что послал Господь людям за труды:
Выше пояса рожь зернистая
Дремлет колосом почти до земли.
Ветерок по ней плывет, лоснится,
Золотой волной разбегается.
Третья жница:
Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую.
В копны частые снопы сложены;
От возов всю ночь скрипит музыка.
На гумнах везде, как князья, скирды
Широко сидят, подняв головы…
Воспитатель: Женщины поздравляли друг друга с окончанием жатвы.
Четвертая жница: Мы принесли с поля колосья ржи, овса и пшеницы. Сможете различить, где рожь, где овес, а где пшеница?
Дети рассматривают букет колосьев, принесенный жницами, объясняют, чем отличаются колосья разных злаков.
Воспитатель: Из колосьев жницы плели венок, которым украшали праздничную икону в красном углу крестьянской избы. А последний сноп (пшеничный или ржаной) приносили с поля накануне праздника Успения и ставили под иконами.
Утром в день Успения шли в храм, а после праздничной службы отправлялись в гости к родным и друзьям или сами принимали гостей. Угощали гостей пирогами из муки нового урожая, овсяным толокном.
После занятия всех приглашают угоститься пирогами.
|