Конспект НОД по математике в старшей группе Тема: «Космическое путешествие» Программное содержание: *Закреплять навыки счёта в пределах 10 (прямой и обратный счёт); *Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10; *Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских); *Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; *Закреплять умение называть части и сравнивать целое и часть;
*Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; *Закреплять представление о частях суток (утро, вечер, день, ночь) и их последовательности; *Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; *Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте); *Развивать логическое мышление детей, путем определения последовательности; *Закреплять умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту»; *Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур;
*Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве в соответствии с указаниями (вперед, назад, влево, вправо и т. д.); *Развивать интерес к математике, творческую фантазию и воображение у детей; *Закрепить с детьми понятия космос, космическое пространство. Материал и оборудование: Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением планет и космического пространства, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), 2 дорожки длинная и короткая, конверты с заданием (целое, части; разведчики), магнитофон с космической музыкой, сюрприз (звездочки «Космостарс»). Раздаточный материал: геометрические фигуры – эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, магниты, картинки с рисунками (логика); карточки с цифрами от 1 до 7; карточки с частями суток(утро, день, вечер, ночь); Ход занятия: Воспитатель вместе с детьми входит, в группу украшенную иллюстрациями на космическую тему. Дети рассматривают иллюстрации с изображением космического пространства и космического корабля. Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что этот год космонавтики. Он посвящен 50 – летию первого полёта человека в космос. Я думаю, что все вы хотели бы стать космонавтами. Давай те совершим с вами полет в космос. Хотите? Дети: Да. Мы хотим стать космонавтами. Воспитатель: Уважаемые космонавты возьмите, пожалуйста, эмблемы - билеты и пройдите на космический корабль. Займите свои места согласно фигурам на ваших билетах. Проходите в салон корабля. Ребята, чтобы взлететь, нам надо посчитать от 1 до 10 и от 10 до 1, дать старт нашему полету. Д/игра «Считай дальше» с мячом. Воспитатель: Чтобы занять себя во время полета мы немного с вами поиграем в игру «Назови соседей». Я бросаю мяч и называю число, а вы бросаете мне его обратно и называете его соседей (на один больше и на один меньше). Звучит легкая музыка имитирующая полет корабля. Воспитатель: Ребята, мы с вами прилетели на какую – то планету, на нас скафандры, чтобы могли дышать. Что же это за планета? (висит иллюстрация планеты Марс). Ребята, планета приготовила нам задание. Воспитатель: У вас на шее висят эмблемы нашего корабля. Планет Марс приготовила для вас небольшие сувениры. Посмотрите, на столе разложены карточки с изображением предметов разной формы. Посмотрите на свою эмблему и подберите себе сувенир. Игровое упражнение: «Найди свой сувенир». Дети находят «сувенир», форма которого соответствует форме эмблемы, и объясняют свой выбор. Дети: « Я взял карточку с окошком, потому что у меня на эмблеме квадрат. Окошко по форме напоминает геометрическую фигуру квадрат и т.д. Воспитатель: Молодцы, ребята давайте сядем на наш корабль и отправимся дальше в наше космическое путешествие. Под музыкально сопровождение дети имитируют полет. Ребята, пока мы с вами летим к другой планете, я предлагаю вам немного поиграть. Игровое упражнение: «Определи правильно». Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны мне дать на него ответ. Например: Что выше здание д/с или береза на нашем участке? Что ниже кусты сирени на нашем участке или черёмуха? Что шире дорога по которой ездят машины или тротуар по которому мы с вами идем в д/с? А что уже тротуар или дорога? Какой путь короче от д/с до кинотеатра «Быль» или от д/с до магазина «Шанс»? А какой путь длиннее от д/с до магазина «Магнит» или от д/с до рынка «Юбилейный»? Примерные ответы детей. Молодцы, ребята вот мы с вами и прилетели, посмотрите, что же это за планета? Дети: Это планета Сатурн. Вос – ль: Правильно, это планета Сатурн. Она нам тоже приготовила задание. Д/игра «Составь целое по его части». Посмотрите ребята, что же в них лежит? Правильно, ребята в конвертах находятся по 1/2 (1/4 ) части какой – либо геометрической фигуры. Давайте с вами подойдем к столам возьмем каждый свой конверт и составим геометрическую фигуру по её части. Воспитатель: Ребята, определите, какие фигуры получились и из скольких частей состоят. Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше целое или 1/2 (1/4) часть? Что меньше 1/2 (1/4) часть или целое? Примерные ответы детей. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Справились с заданием, а теперь садитесь на корабль полетели дальше. Вы знаете, что космонавты, чтобы быть сильными много занимаются спортом. Давайте и мы с вами сделаем несколько упражнений, пока летим к следующей планете. Физкультминутка: «Я считаю до 5». Раз, два, три, четыре, пять. Все умеем мы считать. Раз – влево, два – вправо, Три – вверх, четыре – вниз, Пять – на месте покружись. Воспитатель: Молодцы, ребята! А пока мы с вами разминались уже прилетели к планете, которая называется «Юпитер». Юпитер тоже приготовил нам с вами задание поиграть в игру «Живая неделя». У меня в руке карточки с цифрами от 1 до 7 . Почему? Дети: Потому что в неделе 7 дней. Правильно, ребята. Воспитатель: Дети я раздам вам сейчас карточки, вы перемешаетесь, я посчитаю до 5 . И вы должны стать по очереди от 1 до 7 по количеству дней недели. 1,2,3,4,5, неделя строится опять. Молодцы! А теперь скажите свои дни недели. Дети: 1 – понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь скажите мне, сколько частей суток вы знаете? Правильно, четыре. Это утро, день, вечер, ночь. А сейчас что у нас? Утро. А когда обедаем? День. После сна это уже вечер. Ложимся спать дома это ночь. Ребята, проходим на корабль и летим дальше. Звучит музыка «Полет в космосе». Какие вы молодцы, все задания выполняете умные, внимательные. Я предлагаю вам самим продолжить полет с помощью ручного управления. Берите листы бумаги, установите пульт управления – это круглый магнит в середине листа. Слушайте мои команды: *впереди планета Венера, её надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол; *навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол; *приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол; *пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол; *переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину. Молодцы, полет продолжается в автоматическом режиме. Ребята, посмотрите, мы с вами пролетаем мимо орбитальной станции и космического спутника. Давайте выйдем и посмотри на них. К ним ведут две дорожки. По какой из них мы быстрее дойдем: по широкой, но короткой или узкой и длинной. Куда быстрее придем? Правильно, по широкой, короткой дорожке мы дойдем быстрее до орбитальной станции. Смотрите, здесь нас ждут логические задания. Возьмите лист и карандаш и определите, что было сначала, что потом. Дети: Примерные ответы детей (сначала было яблоко, потом червяк; сначала туча, потом дождь и т.д.) Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием. Но мы с вами летали, выходили, заходили никого не потеряли? Давайте посчитаемся. Строимся по порядку. Сколько вас всего? Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Воспитатель: А теперь послушайте моё задание. Скажите который по счету у нас Андрей?(6), а Арина (1), а Сережа (4) и т.д. Молодцы, все на месте, никого не потеряли. Мы с вами путешествовали, много планет увидели. Но живем мы с вами на планете Земля , я думаю пришла пора возвращаться. Садимся на корабль и летим обратно, дома нас ждет сюрприз. Нам надо выполнить последнее задание, чтобы его найти, мы будем играть в космических разведчиков. Выходим из нашего корабля, вот и конверт с заданием. Слушайте внимательно: Я буду читать задание, а наш разведчик будет его выполнять . Давайте выберем его при помощи считалки. Приготовились: слушаем внимательно: Подойдите к двери спальни, сделайте 5 шагов направо, станьте рядом с аквариумом и сделайте 4 шага вперед, поверните направо и обойдите магазин. Станьте лицом к кухне, повернитесь налево и пройдите 7 шагов вперед вы увидите корабль и в нем ваш сюрприз. Дети выполняю задание и находят в корабле космические звездочки «Космостарс» специально для будущих космонавтов. Ребята, кушайте их с молоком и растите сильными и большими. На этом наше занятие закончено всего хорошего.
|