Познавательно-исследовательский проект «Космическое путешествие» для детей средней группы |
День космонавтики | |||
Автор: Евлампиева Ольга Владимировна | |||
11.04.2021 10:02 | |||
Познавательно-исследовательский проект «Космическое путешествие» для детей средней группы Разработала: Педагог Евлампиева О.В. МБДОУ№13 «Центр развития ребенка -детский сад» Кингисепп2021г Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: дети группы «Колобок» (4-5 лет) воспитатели группы. Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы. Задачи проекта:
Развивающие:
Воспитательные:
Актуальность: Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. В 2021 году 12 апреля исполняется 60 лет первому полету человека в космос. В связи с этим событием наш проект расширит кругозор детей о космосе, даст возможность поучаствовать в проекте, раскрыть творческие способности, мышление, креативность, познание, любознательность воображение. Проектная идея: Проект направлен на расширение знаний о космосе, солнечной системе, планетах и о первом полете космонавта Ю.Гагарина. Предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Погружаясь в проект, играяв космонавтов в ситуации организованными взрослыми, дети получают возможность приобрести опыт, что решает различные задачи от психологических до познавательных. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Обогащение в группе развивающей среды по космическому направлению: «Лото-Космос»; «Лото-найди планету»; Пазлы- «Собери ракету»; «Космичекие корабли»; «Планеты»; «Иллюстрации о космосе»; Загадки о космосе; расширить знания о худ-ой литературе: Г.Лагздынь «Космонавт»; «Незнайка на Луне»; А. Митяев «Первый полет»; В.Степанов Ю.Гагарин-космонавт. Предполагаемый результат: В ходе реализации проекта дети узнают интересные факты о космосе. солнечной системе и о планетах, о первом космонавте Ю.Гагарине. Дети погрузятся в космическое путешествие, благодаря которому научаться творческому воображению, любознательности, приобретут коммуникативные качества, знания по конструированию, лепке, продуктивной деятельности. Приобретенный детьми интересный материал усваивается легко и навсегда. Создание благоприятных условий для творческой деятельности каждого ребенка. Проект рассчитан на 1 неделю. Подготовительный Этап Обогащение предметно-развивающей среды
«Космическое лото»; Разрезные картинки «Космические корабли»; «Собери ракету»; «Космонавт»; «Планеты». Беседа с детьми на тему: «Что такое космос?»; «Что едят космонавты» «Зачем необходимо летать в космос»; загадки о космосе, иллюстрации о космосе в книжный уголок. Оформление уголка иллюстрации-картинки о космосе. Информация в родительский уголок Праздник «12 апреля — 60 лет Полета в Космос Ю.Гагарина» Основной Этап I Проведения комплекса реализации. План реализации Понедельник Занятие 1. «Планета на которой мы живем» Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля. Пальчиковая гимнастика: По порядку все планеты Назовет любой из нас (сжимают и разжимают пальчики) Раз-Меркурий Два-Венера Три-Земля Четыре-Марс Пять-Юпитер Шесть-Сатурн Семь-Уран За ним –Нептун Он восьмым идет по счету А за ним уже потом, И девятая планета, Под названием –Плутон. (поочередно загибать пальчики) Чтение худож-ой лит-ры: О.Ахметова «В космосе так здорово!» Вторая половина дня Сюж-но ролевая игра: «Космонавты» Цель: Узнать больше о космонавтах; понять как космонавты готовятся к полету; объяснить где и как ведется управление полетами; продолжать учить комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. Вторник ФЭМП Занятие на тему: «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности; закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета; закрепить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. -развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. — совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, активизировать речь; желание помогать друг другу. Физ. минутка: На луне жил звездочет Он планетам вел учет: Меркурий раз-руки понять Венара два-руки в стороны Три-Земля –присесть Четыре Марс- 4 хлопка Пять Юпитер-тихо сесть Шесть Сатурн-прыжки до 6-ти Семь Уран- руками повороты вперед Восьмой Нептун-приседания до 8-раз Девять дальше всех плутон!!! -прямо встать. Чтение худож-ой лите-ры: Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом» Вторая половина дня. Просмотр мультфильма: «Белка и стрелка» Среда 1. Занятие Речевое развитие. «День Космонавтики» Цель: Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт. Воспитывать чувство патриотизма. Прогулка — П/И Космонавты Воспитатель читает стихотворение: Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты На какую захотим, на такую полетим Но в игре один секрет- опоздавшим места нет Дети двигаются по кругу, а когда воспитатель произносит последнюю фразу, дети должны быстро занять место свое в круге. Опоздавшие выбывают. Чтение худ-ой лите-ры: В.Степанов «Юрий Гагарин-космонавт» Вторая половина дня: Строительная игра «Космодром» Цель: Развитие конструктивных способностей детей. Создание постройки по готовому образцу. Задачи: учить детей анализировать готовую модель постройки, выделять в ней изображения основных частей ракеты. Развитие мелкой моторики рук, внимание. Воспитывать дружеские взаимоотношения, патриотические чувства. Четверг Занятие: Рисование на тему: «Этот загадочный космос» Цель: Обучит детей новому способу рисования-набрызг, с помощью комка бумаги. Чтение худож-ой лит-ры: Н.Носов «Незнайка на Луне» Вторая половина дня: Беседа «Знакомство с профессией космонавт» Цель: Познакомить детей с новой профессией космонавт. дать понятие, что космонавт — это человек, который обладает большим объемом знаний и умений, имеет крепкое здоровье;
Пятница Занятие Аппликация «Ракета» Цель: Содействовать развитию умственных и личностных качеств детей. Задачи: развивать интерес к художественному творчеству, закрепить понятия: открытый космос, невесомость, притяжение, планеты, звёзды, спутники, Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Чтение художественной лит-ры: Загадки о космосе (Земля,ракета, звездочет, космонавт, телескоп) Вторая половина дня. Конструктивная деятельность. Тема: «Космодром» Задачи: Учить возводить постройку по замыслу, подбирая необходимые детали. Развивать глазомер. Систематизировать знания о космосе. lll Заключительный этап 1. Выставка совместной продуктивной деятельности на тему: «Ракеты и кометы» 2. Изготовление новых дидактических игр «Космическое лото»; Разрезные картинки «Космические корабли»; «Собери ракету»; «Космонавт» «Планеты». «Посчитай, что в космосе летает»; Создание — «Лэпбук-Космос» Результат проекта: Обогащение знаний детей о космосе, нашей планете, активизировать словарь детей по данной теме. Дети стали более активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, способны решать элементарные интеллектуальные задачи, использовать полученные знания в игровой деятельности. 4-й этап итоговый Продукт проектной деятельности -Оформление приемной; выставка детских работ «Ракеты и кометы»; информация в родительский уголок «Праздник 12 апреля — День космонавтики», попоплнение среды по космическому направлению дидактическими играми, иллюстрациями. Приложение1 Сказка о трех друзьях Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало. Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей). Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей). Стихотворение: Облака, облака: пышные, белые! Расскажите, облака, из чего вас сделали? Может вас, облака, делали из молока? Может быть из мела? Может быть из ваты? Может быть из белой, из бумаги мятой? - Никогда! Никогда! — отвечали облака. - Никогда не делали нас из молока! Мы дождевые, мы снеговые. Если летом плывем – Мы с собой грозу несем. Если мы плывем зимою- Мы пургу несем с собою. Вот какие мы!. (И. Мазнин). Приложение 2 Беседа о природных явлениях Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака). Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей — подбор определений). - Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей). - Дождь — это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем. - Гроза — это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ. - Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале — гром или молния? (ответы детей). Показ видео — грозы. - Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию… (дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке) - Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей). - Верно. А еще во время грозы: Зачитываются те правила, про которые дети не говорили. - Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей — разбор пословицы). - Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы. Приложение 3 Экспериментирование Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте. Стучит без рук, Горит без огня. Это — гром и … (молния) Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять (вода). - Потрогайте её, — какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло). - Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку: Крупно, дробно зачастило Всю землю напоило (дождь). -Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы. Приложение 5 Приметы, поговорки, загадки Приметы о погодных явлениях Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит. Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно. Постоянный снег ложиться ночью. ДОЖДЬ Ласточки летают низко — будет дождь. Воробьи в пыли купаются — к дождю. C листьев ивы обильно каплет влага — к ненастью. Утром сухо, нет росы — жди дождя. Растения — синоптики Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.
(Ю. Теплов) Пословицы и поговорки о погоде
Опыт№1 «Дождевые тучи» Для этого опыта нужно пополнить стакан или банку с водой. Затем немного добавить пены для бритья в воду. Затем взять пипетку наполнив ее красителем и несколько капель добавить на пену. Мы видим, что капля прошла через облако в виде пены, падает струйками на дно банки или стакана. Так идет дождь! Опыт№2 «Туча, туча, что несешь» Для опыта нам понадобиться, вата, вода, и емкость небольшая. Воспитатель показывает опыт. Нужно плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. Пояснение опыта: — Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. То же самое происходит в природе. Идёт дождь. Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча… (дождь).
|