Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Покорение космоса» |
День космонавтики | |||
Автор: Черкавская Анна Михайловна Мальцева Ольга Сергеевна | |||
10.04.2021 14:47 | |||
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Покорение космоса» 2021г Цель НОД: закрепление и обобщение материала по теме «Космос». Задачи НОД: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений. Словарная работа: космос, космонавт, космическая станция, солнце, Земля, земляне, планета, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Плутон, ракета, Луна, звезда, звездочёт, космодром, телескоп, невесомость, тюбик. Оборудование: презентация по теме «Космос», шары воздушные, листы бумаги А4. Предварительная работа:
Ход НОД. 1. Организационный момент. Логопед: — Ребята, когда я шла из детского сада, я посмотрела на небо. - Как вы думаете, что я увидела? (Ответы детей). - Да, действительно, на небе можно увидеть луну, звезды. - Как вы думаете, какими звезды бывают? (Ответы детей) - Вы правы, ребята. Звезды бывают большие и маленькие. Яркие и тусклые. - А вы любите смотреть на звезды? Они такие загадочные. А все о звездах знает звездочет, без его помощи нам не обойтись. А вот и он к нам спешит. (звучит космическая музыка, кукла Звездочет со звездой). Звездочёт: - Я звезды знаю Я слышал, что вы хотите знать о звездах. Звёзды – это огромные раскалённые шары, похожие на Солнце, они бывают разного цвета: среди них бывают звёзды-великаны, гиганты и звёзды-карлики. Ученые пытались сосчитать, сколько звёзд на небе. Эта была трудная работа, но на помощь пришёл телескоп (слайд Телескоп). Теперь можно сказать, что звёзд очень много и все они разные (слайд Звёзды). И цвет у них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или голубого цвета. Если похолоднее, то жёлтого или оранжевого. Холодные звёзды – красного цвета. -Ребята, давайте сделаем свои телескопы и посмотрим на звёздное небо. (Дети скручивают из листа А4 трубочку и смотрят в неё на звёздное небо, изображённое на экране). Динамическая пауза. На Луне жил звездочет – ( «Смотрят» в телескоп) Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой) Меркурий – раз, (Описать круг руками) Венера-два-с, (Хлопок) Три-Земля, четыре – Марс, (Присесть) Пять-Юпитер, шесть-Сатурн, (Наклон вправо-влево) Семь-Уран, восемь-Нептун, (Наклон вперед, прогнуться назад) Девять – дальше всех-Плутон, (Прыжок) Кто не видит-выйди вон! (Развести руки в стороны) Логопед: Ребята, а не хотите ли вы отправиться в космическое путешествие? А чтобы отправиться в путешествие надо подготовить наши язычки, давайте выполним космическую артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика. Иголочка Лошадка. Чашечка Вкусное варенье. - Как вы думаете на чем мы можем полететь в космос? (Ответы детей). Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Всем экипажам занять места в ракете. Дыхательное упражнение «Греем руки». В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю (Для этого детям предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего дыхания). Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются. Задание «Собери рюкзак в космос». На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нам нужны во время космического полета. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Каждый из вас по очереди подходит и выбирает предмет и объясняет, почему он может пригодиться в нашем путешествии. Почему вся космическая еда находится в тюбиках? Потому что в космосе невесомость, еда может вылиться из простой посуды и летать по кораблю в виде пузырьков. Задание. Игра «Старт ракеты» (Экспериментальная деятельность «В ракете»). - Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет? - Это место называется космодром (слайд Космодром). - Хотите узнать, как ракета взлетает в космос? Логопед: Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. А потом разжимаю пальцы, и наш шарик резко вырвется вверх. Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей). Правильно, это происходит, потому что воздух выходит из шара. А что будет, когда воздух в шарике закончится? (ответы детей) Правильно, когда воздух закончится, тогда шарик упадет. Логопед: Наш шар летел, как ракета, он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно так же и ракета летит в космос. Задание. Игра «Составь предложение». Логопед: Ребята, предлагаю вам послушать предложения, в которых слова поменялись местами. В, космонавт, летит, ракете. Звёзды, светят, небе, на. Падает, с, комета, неба, хвостатая. Логопед: Ну вот, пришла пора нам возвращаться домой! Но чтобы вернуться в наш детский сад, надо отгадать «Космические загадки». Освещает ночью путь, Звёздам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна) Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… (Земля) Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычный, В нём живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос) Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и мы вернулись домой! Итог. Рефлексия. Логопед: О чём мы сегодня говорили? Куда мы совершили путешествие? На чём мы путешествовали?
|