Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь» |
День космонавтики | |||
Автор: Минчакова Наталья Николаевна | |||
06.02.2019 21:43 | |||
Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Выполнила: воспитатель Минчакова Н. Н. 30. 03. 2018 г.о. Химки Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад №46 «СОВЁНОК» Цель:
Задачи:
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах, создающих ракеты.
Чтение: Бороздин В. «Первый в космосе». Иванова И. «Необыкновенные приключения Пети в космосе». Порцевский К. А. «Моя первая книга о космосе». Талимонова Любовь «Сказки о созвездиях». Ход: -Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу) - Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки. –А теперь послушайте загадку: В небе виден желтый круг И лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже ученый – Знаю, то — не круг, а шар, Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2. - Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) — А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) — Почему кажется маленьким? (Ответы детей) — Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 млн. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3. - Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое). Слайд №4. - А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5. - В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.) - Подведём итог: Солнце — источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека. - Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно. - Если Солнце — это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее? Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей) - Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Слайд №6. - В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей) А днем звезды светят? (ответы детей) - Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью. Опыт «Звезды светят постоянно». Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны. Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) — дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо). - Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей) - А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей) - Что вам это напоминает? (Ответы детей) - Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим. -Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.) - А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам. -Что нам нужно для полета? (Ответы детей) - На чем мы полетим? (Ответы детей) Простой листок бумаги, Но в опытных руках Он может обернуться Ракетой в облаках. Фантазии подвластны Бумажные листы - Для дома и в подарок, И просто для игры. Конструирование из бумаги «Ракета» в технике оригами.
-Наша ракета готова к полёту. - А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей) -Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире. Слайд №7. - Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры. Я хочу стать космонавтом Надеваю я скафандр Полечу я на ракете И открою все планеты. -Давайте займём свои места. Физкультминутка «Полет на Марс». А сейчас мы с вами, дети, (Встать прямо, руки вверх) Полетаем на ракете. (Ладони рук образуют купол ракеты) На носки поднимись, (Подняться на носки) А потом руки вниз (Руки вниз) Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! (Руки вверх) Долетели мы до Марса, (потянуться) Примарсились, отдохнём! (присесть) Физзарядочку начнём. (из приседа сделать прыжок вверх на двух ногах) Ой, нас что – то укачало! (наклоны головы вправо/влево) Закачало, понесло: (покружиться) То направо, то налево (наклоны вправо/влево) То назад, а то вперёд! (наклоны вперед/назад) Закружило, завертело (покружиться) И на место принесло! (встать прямо) А сейчас мы с вами, дети, (Встать прямо, руки вверх) Улетаем на ракете. (Ладони рук образуют купол ракеты) На носки поднимись, (Подняться на носки) А потом руки вниз (Руки вниз) Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! (Руки вверх) - Ракета набирает скорость. - Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх? Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком. - Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8. - Перед вами макет ракеты. Слайд 9. Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами. -Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10. - Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или — Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, следовательно человек может дышать только находясь в скафандре. Слайд №11, 12. -Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, наша Земля. Слайд 13. - Какая она по форме? (Ответы детей) - Какого она цвета? (Ответы детей) - Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. Слайд №14. -Красивая наша Земля? (Ответы детей). Слайд №15. - Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся — земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян. -Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? -Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Слайд №16. -Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней. - Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней? - У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Слайд №17. Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека — невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. Слайд №18. Динамическая пауза. Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения). Рефлексия. - Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту. - 3 – 2 – 1 пуск. - Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей) - Что нового вы узнали? (Ответы детей) - Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей) - Как сохранить Землю для будущих поколений? -Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку. Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете. Слайд №19. Литература: Джон Фарндон "Детская энциклопедия космоса» Журнал «Сезоны года» Цветков В. «Космос. Полная энциклопедия» Мария Яковлева «Научные опыты для детей и взрослых» с 5 — 12 лет Порцевский К. А «Моя первая книга о космосе» Яндекс картинки, ресурсы интернета.
|