Конспект НОД по реализации ОО "Познание" для детей с ОНР беседа на тему "Жизнь на Севере" |
Дефектология | |||
Автор: Ирина Александровна Фомина | |||
30.03.2014 11:37 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21» 3.Д\игра «Отгадай» Цвет земли – особый, он теплей: Тундра пролегла вдоль берегов Северных Арктических морей. Лето тут короткое, зима– тянется полгода: Солнца – нет; Но природа в тундре все ж жива. Кто живет здесь? Дай скорей ответ! Воспитатель :-Я вам предлагаю отгадать загадку Любит греться среди льдин, Воспитатель: -Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа. Дети:- У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Воспитатель:- Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, а за чем ему нужны ласты? Дети :- ласты помогают плавать и нырять. Воспитатель :- А за чем нужны клыки? Дети :- Защищаться. Воспитатель :- А еще морж , выползает на берег при помощи клыков, зацепляясь ими за лед. Воспитатель :- У моржа клыки, значит он какой? Дети :- Клыкастый. Воспитатель:-В ледяной воде морж не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? Дети:-Моржи питаются рыбой Воспитатель: -Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Воспитатель:- Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он? (показ силуэтной картинки северного оленя) Дети:- Это олень. Воспитатель: -Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? Дети: -Длинные рога. Воспитатель:- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. Воспитатель: -У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег Воспитатель:- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? Дети: -Мхом, травой. Воспитатель:- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез. Воспитатель :- Следующее животное узнаете, отгадав загадку: В дальних северных морях, Дети:- Это тюлень. Воспитатель :-Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? Дети:- Плавники. Воспитатель: -Верно, плавники, а не ласты. Воспитатель:- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? Дети:- Рыбой. Воспитатель :- А чем отличается тюлень от моржа? Дети :- У тюленя шкура в пятнах. Воспитатель : - Значит он какой? Дети :- Пятнистый. Воспитатель :-А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас? Дети:- Для того, чтобы быть незаметным для хищников. Воспитатель :- А как называют детеныша тюленя? (белёк) Воспитатель :- Почему? Дети :- Потому что рождаются белыми. Воспитатель:- Что спасает от холода тюленей? Дети: - От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира. Воспитатель :- Я вам предлагаю собрать разрезную картинку, и вы узнаете, кто еще живет на Севере. (картинка белого медведя) Воспитатель :- Кто это? Дети: - Белый медведь. Воспитатель: - Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде. Воспитатель: -У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь? Дети:- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей. Воспитатель :- Правильно, белый медведь – это самое крупное и сильное животное Севера. На него никто не нападает. Воспитатель :- послушайте еще загадку: Х В тундре есть отважный лис. А в пургу живёт в сугробах, Невидимка в белой шубке- Воспитатель :- На какое животное наших лесов он похож ? Дети :- На лису. Воспитатель :- А чем он отличается от лисы ? Дети :- Он белого цвета, чуть поменьше лисы. Воспитатель :- А вы знаете , как называют детенышей песца? (щенок) Воспитатель :- А кто еще живет на Севере вы узнаете, отгадав ребус. 2 4 3 1 о а в с Воспитатель :- Запишите буквы по порядку и отгадаете слово. Дети :- Это слова сова. Воспитатель :- Правильно, только ее называют полярная сова, рассмотрите иллюстрацию Воспитатель :- Какого цвета оперение у полярной совы? Воспитатель :- Сова хищная птица или нет? Дети :- Хищная. Воспитатель :-Чем тогда она питается? Дети :-Мелкими животными. Воспитатель :-А еще местные жители называют Север милым краем. Несмотря на скудную растительность и холодную зиму, есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Это свечение на небе, которое видно с земли.(показ иллюстраций) Послушайте отрывок из стихотворения «Полярное сияние» Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит, пылает пламя Над сверкающими льдами!.. Никого за тучей нет, Не пекут там хлеба. Это свет, холодный свет Северного неба. Ю. Шестопалов Воспитатель :- Понравилось? На что похоже северное сияние? Правда, кажется, что оно живое? Воспитатель :- А что напоминает северное сияние у нас на Урале? Дети :- На радугу. 5. Д/игра «Кого много?» игра с мячом Воспитатель : - Кого много на Севере? Дети :- Много тюленей, -Много медведей, -Много моржей, -Много сов, -Много оленей 6. Итог занятия: — Расскажите, где мы с вами сегодня побывали? — Что особенного в природе Крайнего Севера? — Как называют людей, живущих на Севере? — Каких животных Крайнего Севера вы знаете? Какие растения? — Что такое северное сияние? __Что интересного вы узнали на занятии?
|