Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья "Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дефектология
Автор: Искра Виктория Васильевна   
24.07.2014 15:33

Статья Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровьяСведения об авторе
Искра Виктория Васильевна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное (специальное) коррекционное общеобразовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Усть –Абаканская общеобразовательная школа –интернат VIII –вида». МБСКОУ
Статья «Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья »
Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей. (Словарь Ожегова)
В словаре Ефремовой объясняется это-допустимость, осуществимость чего-либо.
Способность чего-либо возникнуть и существовать при определенных условиях, стать действительностью.
Творческие возможности развития детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся. Они охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей.
Главная цель – создание возможностей творческого развития и адаптации детей в обществе. Задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование навыков и умений творчества в поделках и рисунках, способность мыслить и развиваться. Творчество обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора детей с ограниченными жизненными возможностями.
«Художественно-игровое творчество» основное в развитии личности ребенка. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Оригами — древнее японское искусство складывания бумаги.
Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — это загадка. В одном листике бумаги скрыты многие образы: домик, журавлик , церквушка ,цветы. От более простых к сложным складываниям из бумаги.

Объемное модульное и плоское оригами
- Развивает у детей умственные способности, совершенствуется мелкая моторика пальцев, происходит развитие глазомера;
- Способствует концентрации внимания;
- Развивает память, то есть последовательность изготовления, приемы и способы складывания;
- Активизирует мыслительные процессы.
- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- Развитие мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- Работа по технологической карте, схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу, приобщение детей к миру оригами , как эффективного средства творческого развития личности ребенка.
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Проблема развития творческих возможностей ребенка привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Развитие творческих возможностей ребенка приобрело в настоящее время огромное значение.
Задача общеобразовательной ( специальной) коррекционной школы создать условия и оказать помощь в подготовке к полноценной жизни в обществе детям с ограниченными возможностями здоровья. В условиях организованного обучения и воспитания у них накапливается определенный жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в том случае важна целенаравленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности, творчества.
Изобразительная деятельность-это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.
Цель занятий: развитие творческих способностей детей , имеющих психомоторные нарушения через раскрытие, развитие потенциальных способностей; создание возможностей для творческого поиска
В программе В.В.Воронковой принцип коррекционно – развивающей направленности является ведущим.
Основные методы, которые используются на занятиях: словесный метод, наглядный, информационный, исследовательский, показательный. Для достижения поставленных целей предусматриваются минуты отдыха для развития моторики, т.к. у детей моторика характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких движений пальцев и кисти рук.
Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает творчески спланированная работа на основе разнообразного материала, так как на таких занятиях происходит всестороннее развитие. Самыми интересными занятиями, которые развивают художественно-творческие способности ребенка, являются различные занимательные занятия, игры.
Цель проведения творчески - занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и нетрадиционными. Это и пальчиковое рисование, рисование по стеклу, «кляксография», рисование через переводки. Изготовление аппликации и различные созидательные картины по прочитанным сказкам. Такие занятия дарят детям радость творчества. Обучение изобразительной деятельности обучающихся воспитанников , является огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта.
Внеурочная работа на основе изобразительной и творческой деятельности еще развивает творческое воображение, фантазию, речь, мышление, наблюдательность и другие психические процессы.
Способность к выполнению творческих заданий, с одной стороны, определяется уровнем креативности детей; с другой стороны, постоянное и систематическое выполнение таких заданий различной степени сложности способствует повышению этого уровня:
Например, при работе с объемным оригами предлагается:
• Придумай новую конструкцию, модель, композицию, которые можно выполнить из данных модулей;
• Придумай, как использовать остатки модулей;
• Сложи из модулей новую поделку по своему представлению.
В своей работе я часто применяю разный занимательный материал ,который помогает в работе с такими детьми. Загадки. Кросворды. Показ и разбор презентаций. Мультфильмы познавательного характера. Провожу игровые занятия. Очень любят воспитанники играть в подвижные игры. Это «Прятки », «Жмурки», «Лапта». Организуются шахматные турниры. Игра в «Танчики» поднимает настроение всем. Два ребенка играют, остальные в роли - болельщиков. Затем следующая пара игроков начинает игру.
Игры поднимают настроение, сближают, ведут к сплочению коллектива, дружеским отношениям между ребятами.
Игра в теннис помогает детям раскрепоститься, поверить в свои силы.
Систематическое занятия с детьми во внеурочное и урочное время .Это и конструирование из треугольных модулей, изготовление аппликаций, рисование, лепка из соленого теста, пластилина ведет к всестороннему развитию личности.
В приложении есть слайдовая презентация из опыта по творческим работам в коррекционной школе – интернате.

Список литературы:
1.Словарь Ефремовой(толкование слов: творчество, возможность)
2. Программа «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003г.
3.Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых – Origami Kit For Dummies. — М.: «Диалектика», 2010.
4.Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009
5.Из опыта работы в коррекционной школе – интернате.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год