Петрова Елена Валентиновна МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» г. Архангельск Учитель – дефектолог г. Архангельск
Тема: Зима. Образовательные задачи: Учить конструировать подвижную картинку по словесному указанию. Учить выполнять конструкцию по графическому образцу. Учить выполнять зарисовку конструкции с помощью точек. Коррекционные задачи: Развивать мелкую моторику, согласованность действий обеих рук и пальцев под контролем зрения. Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в сравнении и сопоставлении.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение выполнять задание самостоятельно, при необходимости обращаться за помощью к педагогу. Словарь: активный – куб, брусок, треугольная призма, кирпичик, конус. пассивный – слева, справа. Материал: демонстрационный – кукла в зимней одежде, объёмные фигуры: кубы, бруски, кирпичики, треугольные призмы, графический образец постройки. раздаточный - лист картона синего цвета; плоскостные фигуры: снеговик, мальчик, девочка, дерево, птичка; вата, объёмные фигуры: кубы, бруски, конусы, кирпичики, треугольные призмы, мешочек, разрезная картинка – дом из шести частей, лист бумаги, простой карандаш. Ход занятия: Вношу куклу в зимней одежде. Кукла здоровается с детьми. Учитель-дефектолог: Почему кукла так одета? (потому что наступила зима, на улице холодно, кукла ходила на прогулку). Давайте для куклы сделаем зимнюю картинку. Сначала подготовим наши пальцы. Проводим пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, пять (загибать поочерёдно пальцы) Мы во двор пошли гулять (ударять по столу указательным и средним пальцами) Бабу снежную лепили (показ ладонями «комочек») Птичек крошками кормили (пальцы щепотью) С горки мы потом катались (провести пальцем одной руки по ладони другой) А ещё в снегу валялись (ударять ладошками по столу) Все в снегу домой пришли (отряхнуть ладошки) Съели суп и спать легли. Учитель-дефектолог: Начинаем делать зимнюю картинку. Внизу лежит снег. В середине стоит снеговик. Справой стороны от снеговика мальчик, с левой стороны девочка. Рядом с девочкой растёт дерево, на дереве сидит птичка. Рядом с мальчиком ёлка, под ёлкой сидит белка. По словесному указанию педагога дети украшают картинку снегом из ваты, раскладывают на листе синего картона плоскостные фигуры снеговика (из частей), девочки и мальчика (из частей), ёлку (из частей), птичку, дерево, белку. Учитель – дефектолог: Где стоит снеговик? (в середине). Кто с правой стороны от снеговика? (мальчик), а с левой (девочка). Что стоит рядом с девочкой? (дерево). Где сидит птичка? (на дереве). Где стоит ёлка? (рядом с мальчиком), где сидит белка? (под ёлкой). Погуляли дети и пошли домой. Давайте, сделаем для девочки и мальчика дом (дети собирают разрезную картинку из 6 частей). Предлагаю детям мешочек с объёмными геометрическими фигурами: брусок, кирпичик, треугольная призма, куб, конус. Учитель-дефектолог: В этом мешочке лежат разные фигуры. Я буду называть фигуру, а вы потрогайте фигуры в мешочке и достаньте то, что нужно. После того, как все фигуры дети поставит на стол, предлагаю графический образец постройки. Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы думаете, хватит вам для постройки этих фигур? (Сравниваем количество кубов, брусков, треугольных призм, конусов, кирпичиков). После анализа дети выполняют постройку по графическому образцу (после выполнения постройки педагог убирает графический образец). Далее предлагаю детям выполнить перестановку элементов по словесному указанию. Учитель-дефектолог: Поставь треугольную призму на стол, поставь конус на куб, поставь треугольную призму на брусок (определяем пространственное расположение отдельных элементов: на, под, рядом). А сейчас эту постройку мы нарисуем. Перед детьми лист бумаги и простой карандаш (зарисовку конструкции дети выполняют по точкам). По ходу выполнения работы проговариваем пространственное расположение объёмных фигур. В конце занятия дети дарят кукле свои рисунки. Кукла благодарит детей за подарки.
|