Опыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровья
Дегтерeва Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1034
Аннотация: Статья о совместном опыте работы учителя-дефектолога и воспитателя по познавательному развитию детей с особыми возможностями здоровья с использованием специального сенсорно-развивающего оборудования «Dusyma».
Ключевые слова: дети с особыми возможностями здоровья; развитие произвольного внимания и памяти, формирование перцептивных действий и развитие сенсорных эталонов, обогащение представлений о внешних свойствах предметов; развитие слухового, зрительного, пространственного, тактильно-двигательного восприятия; обогащённая предметная среда, специальное сенсорное оборудование.
скачать конспект
«Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти»
(От рождения до школы. ПОП ДО)
В соответствии с основной целью познавательного развития перед нами – специалистами и воспитателями, работающими с детьми со сложными дефектами и сопутствующими основному диагнозу нарушениями: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, стоят задачи:
- формирование перцептивных действий (помогающих обследованию предметов и их сенсорных свойств);
- развитие разных видов восприятия, внимания, памяти, мышления, возможное на данном этапе и с учётом особых потребностей и возможностей ребёнка;
- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности (развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации).
Решая эти задачи, мы, педагоги, продумываемспособы предъявления материала ребёнку с ОВЗ, облегчая ему восприятие и усвоение, несмотря на низкий, чаще всего, исходный уровень его развития и замедленный темп усвоения им материала:
- наглядный показ с комментарием;
- словесно-жестовая форма объяснений;
- составление и использование при объяснении кратких, доступных для понимания инструкций;
- опора при обучении на сохранные анализаторы.
Именно таким требованиям к способам предъявления материала и его содержанию отвечает сенсорное оборудование «Dusyma» при использовании его в организации с детьми выполнения игровых заданий и упражнений, обеспечивая решение названных выше сенсорно-познавательных задач.
Например, игра «Найди фигурке место (фото 3-1, 2, 3)» — состоит из деревянного плато, в котором вырезаны контуры 24 различных фигур и матерчатого мешочка для фигур.
Задачи: способствует развитию:
- осязания,
- кратковременнойпамяти,
- концентрации внимания,
- расширению словарногозапаса,
- мелкой моторикерук.
Ход игры:
- Плато и мешочек с фигурками приносят на стол или коврик на полу.
- Фигурку вынимают из матерчатого мешочка или берут с подноса.
- Находят на плато место для этой фигурки.
- Ребенок называет фигурку или повторяет её название за воспитателем.
Варианты работы:
- Найди место на плато. (Работа аналогична предыдущему варианту, но место на плато находят с завязанными глазами).
- Групповая игра. (Вынимают фигурку и находят ей место на плато поочереди 2-3 детей).
- Найди на ощупь. (Ребенок ищет нужную ему фигурку для места на плато в мешочке на ощупь).
Игра «Запомни звук (фото 4 – 1,2)» — 16 полых, не прозрачных кубиков (4×4×4 см) с различными наполнителями, которые при встряхивании кубиков издают разные звуки, уложены в деревянную коробку (19×19×6 см) с выдвижной крышкой из оргстекла. Одна из граней каждого кубика прозрачна (для зрительного контроля и закреплена винтами, так что ее можно снять и поменять наполнитель.
Задачи: игра способствует развитию:
- слухового восприятия;
- пробуждению акустического внимания;
- концентрации внимания, его произвольности;
- краткосрочной памяти;
- развитие мелкой моторики рук.
Ход:
- Игру проводят за столом или на коврике.
- Для начала отбирают кубики с наиболее контрастным звучанием (2-3п.)
- Педагог обращает внимание ребенка на то, что они одинаковы на вид.
- Затем берет один кубик тремя пальцами, не зажимая в кулаке, чтобы не оглушать звук, и встряхивает несколько раз.
- Спрашивает, слышит ли ребёнок звук и предлагает ему самому встряхнуть и послушать.
- Педагог объясняет, что они вместе будут искать кубик с точно таким же звуком: встряхивать (по очереди у каждого уха), слушать, сравнивать, пока не найдут пару.
- Найденный ставят рядом с первым, встряхивают их по очереди, сравнивают.
- При сомнении ставят кубик в сторону, продолжают искать пару.
- Далее ищут другие пары среди отобранных для игры описанным выше способом.
- Когда все пары найдены, проводится контроль ошибок (смотрят на содержимое кубиков через прозрачную крышку).
- Кубики убирают в коробку.
Варианты:
- Подбор пар с большим количеством кубиков.
- Нахождение пар с завязанными глазами.
- Построение сериационного ряда от тихогок громкому и наоборот.
- Игра на расстоянии (Нахождение одинаковых пар, когда кубики стоят на разных столах, находящихся на некотором расстоянии друг от друга; ребенку необходимо запомнить шум и вспомнить его через некоторое время, необходимое для перехода от одного стола к другому).
- Групповая игра. (Несколько детей (3-5) берут по одному или два кубика. Один ребенок – ведущий, берет один кубик, встряхивает его, подходит к остальным детям по очереди, и просит их встряхнуть свои кубики. При нахождении пары он отдаёт свой кубик ребенку, у которого нашелся такой же, а сам берёт из коробки следующий и снова ищет к нему пару у детей).
Игра «Тактильная пирамида (фото 5)» — пирамида высотой 45 см состоит из основания диаметром 19 см, шести кубиков (6×6×6 см), имеющих тактильные поверхности различной текстуры и цвета, и двух стержней – закрепленного, на который нанизываются кубики, и подвижного, который можно вставить в пирамиду, если она собрана правильно.
Задачи: игра способствует развитию:
- тактильных и зрительных ощущений,
- кратковременной памяти,
- концентрации внимания,
- расширению словарного запаса,
- координации движений.
Ход:
- Пирамида приносится на стол или ковер на полу.
- Незакрепленный стержень вынимается и кубики поворачивают вокруг своей оси в беспорядке.
- Ребенку предлагают так повернуть кубики, чтоб одинаковые, по тактильным ощущениям, грани двух соседних кубиков снова оказались на одной вертикальной прямой (друг под другом).
Варианты:
- Работа с закрытыми глазами (Для контроля ошибок служит цвет граней).
- Составление пирамиды (Выложить кубики в беспорядке на ковер. Предложить ребенку подобрать пары кубиков с одинаковыми (на ощупь) верхними гранями и составить пирамиду).
- Групповая игра. (Дети берут по одному кубику и подходя друг к другу пытаются создать пару. Те, кто нашел одинаковые звуки берутся за руки).
- Определение направления звука. (Ребенок или несколько детей садятся на стулья или ковер и закрывают глаза. Педагог или другой ребенок, находясь в каком-либо месте комнаты издает звук – встряхивает кубик, и отходит в другое место. Дети должны определить откуда шел звук).
- Определение звучащего наполнителя. (Дети запоминают, какой наполнитель в кубике, как звучит, а потом отгадывают, какой звук издает кубик).
- Что шумит — связь с реальной жизнью. (Дети слушают разные шумы, определяют и называют, какие предметы их издают: машина, дверь, погремушка, фольга, бумага, льющаяся вода и т.д.)
Игра «Мягче–жестче (фото 6)» -6 пар кубиков (4×4×4 см) в деревянной коробке с выдвижной крышкой. На одной из граней кубиков имеется красный кружок, одинаковый по жесткости у кубиков каждой пары и различающийся у разных пар. На обратной стороне пар – одинаковые рисунки (для зрительного контроля). Жесткость оценивается на ощупь по сопротивлению, оказываемому при нажатии.
Задачи: игра способствует развитию:
- тактильных ощущений;
- краткосрочной памяти;
- концентрации и произвольности внимания;
- мелкой моторики рук;
- коммуникативного взаимодействия со взрослым;
- зрительного восприятия.
Ход:
- Для первой презентации лучше выбрать 3 пары кубиков с наиболее контрастной жесткостью
- Кубики приносят на рабочий стол (все они лежат красными кружками вверх и выкладываются одинаковые наборы в два ряда),
- Из одного ряда педагог (позднее – ребёнок) вынимает один кубик, ставит на стол, из другого подбирается ему (с помощью нажатия указательным пальцем на красный кружок всех кубиков этого ряда) парный кубик,
- Делается и подчёркивается вывод об одинаковом усилии при нажатии.
- После нахождения всех пар проводится контроль ошибок (сначала при нажатии сравнивают усилия, а затем с помощью зрительного контроля – по узорам на обратной стороне (у одинаковых пар узор совпадает),
- По окончании работы кубики убираются обратно в коробку.
Варианты:
- Подбор пар с закрытыми глазами.
- Игра на расстоянии. (Часть кубиков раздается детям, а парные им кубики лежат на столе, дети подбирают пару к своему кубику).
- Построение сериационного ряда от жесткого нажатия к мягкому или наоборот.
- Подбор пар нажатием на кружки не указательным пальцем, а любыми другими; с использованием другой руки.
- Групповая игра. (Парные кубики раздаются детям, они ищут себе подходящую пару, берутся за руки и ждут, пока все пары не будут найдены. Затем кубики одновременно переворачиваются, чтобы узнать с помощью зрительного контроля, правильно ли нашли пару, все ли изображения совпали).
Литература:
- Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида /Сост. С.М. Босова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: Владос, 2001.
- Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребёнком. – М.: Теревинф, 2007.
|