Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Внедрение технологий и инструментов бережной цифровой образовательной среды в коррекционно – развивающую работу учителя – дефектолога.
Дефектология
Автор: Санникова Елена Владимировна   
10.10.2022 12:50

Внедрение технологий и инструментов бережной цифровой образовательной среды в коррекционно – развивающую работу учителя – дефектолога.Внедрение технологий и инструментов бережной цифровой образовательной среды в коррекционно – развивающую работу учителя – дефектолога.

(опыт работы)

В настоящее время невозможно представить работу педагога без внедрения цифровых технологий. Современный педагог пользуется мобильной связью, компьютером и интернетом, что позволяет улучшить качество получения новой информации, эффективнее выстроить работу с детьми и родителями. Применение цифровых технологий можно условно разделить на следующие подгруппы:

Первая подгруппа это применение цифровых технологий на коррекционных занятиях с детьми с амблиопией и косоглазием, как средства обучения в виде программы MS PowerPoint. Данная форма работы, используется как часть занятия, позволяет более разнообразить подачу нового материала, закрепить пройденный материал, поработать над самоконтролем со всеми детьми, расширить знания через зрительное, слуховое восприятие одновременно.

 

Например, на занятиях по зрительному восприятию и социально –бытовой ориентировке, применение презентаций, позволяет всю наглядность перенести на экран, а так же добавить проверочные задания, ранее выполненные детьми индивидуально на карточках. Помогает провести физкультминутку с использованием игровых упражнений под музыку, подобрать зрительные тренажеры с учетом зрения детей. Разработанные и составленные презентации по лексическим темам помогли систематизировать знания детей, последовательно усложняя наглядный и практический опыт дошкольников. Учитывая зрительные возможности детей, наглядный материал всегда подбирается согласно офтальмологическим требованиям и возрасту детей. Существуют единые требования к применению наглядного материала в презентациях:

  1. Наглядность обязательно должна быть с четким контуром, с меньшим количеством зашумления на втором плане и мелкими деталями.
  2. Каждая иллюстрация должна находиться в рамке красного, оранжевого или зеленого цвета.
  3. Если используется фон, то он должен быть либо светлого оттенка или белым, без лишних отвлекающих элементов,

Каждая составленная презентация для занятий включает в себя:

  • повторение изученного материала, через практические задания
  • знакомство с новым материалом – в виде обучающего материала с расширением знаний
  • физкультминутки разной направленности (пальчиковая с показом педагога, зрительная – в виде зрительного тренажера с движущимися объектами или двигательная в виде мультимедийного героя)
  • практический материал, для закрепления нового материала.

При работе с презентацией на занятиях, зрительная работа детей чередуется с двигательной работой. А зрительное внимание с экрана, переключается на работу на столе с раздаточным материалом, затем вновь проходит работа с просмотром экрана и затем самостоятельная работа ребенка за столом или около стола. Чередование деятельности позволяет не переутомлять зрение детей, дольше удерживать интерес и внимание детей, научить их самоконтролю при проверке знаний с помощью заданий на экране.

Вторая группа — это использование на занятиях видеороликов из интернета или личных видеозанятий для детей. Видеозанятие, как небольшая часть всего занятия продуктивнее расширяет знания детей об окружающем мире, через них детям удается увидеть предметы и объекты, недоступные для них в реальной жизни, которые педагог не может предоставить для рассмотрения на самом занятии. Расширение кругозора и обогащение знаний новым материалом с использование мультимедиа не только интересны детям, но и помогают лучше запомнить материал. Современные дети лучше воспринимают учебный материал с экрана, через познавательные и обучающие мультфильмы. Главное, применять их необходимо не более 2 минут от всего времени занятия.

Третья подгруппа цифровых технологий, это применение цифровых ресурсов из интернета: интерактивные уроки, видеоуроки, киноуроки, электронная библиотека, виртуальные музеи и онлайн – платформы. Всё это не только доступно, интересно для детей, но и сокращает лишнюю трату времени при подготовке к занятиям. Применение онлайн – платформ с интерактивными играми на индивидуальных коррекционных занятиях активизирует детей, помогает проверить и закрепить знания ребенка.

Мной используются такие образовательные онлайн – платформы, как:

  • платформа Учи. ру https: //uchi. ru – которая предлагает тестовые задания, интерактивные игры, олимпиады
  • мультимедийные интерактивные игры и упражнения на платформе LearningApps. org https: //learningapps. org/ — это платформа, как поддержка обучения с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей.
  • мультимедийная платформа интерактивных игр Мерсибо https: //mersibo. ru/about — которая, предлагает игры для развития речи, моторики и мышления, обучения письму, чтению и счету детей.
  • образовательная онлайн-платформа для занятий с дошкольниками Зайчик Тилли
  • https: //tillionline. ru/about — данная платформа предлагает 7 разделов для дошкольников: математика, логика, речь, окружающий мир, внимание, память, логопедические занятия, чтение.

Онлайн – платформы с интерактивными играми, можно использовать как на подгрупповых, так и индивидуальных коррекционных занятиях. Применение одной игры на коррекционном занятии для закрепления нового материала или уточнения знаний позволяет активизировать детей, и даже самый неуверенный, имеющий трудности в обучении ребенок с интересом включается в игру, таким образом, закрепляет свои знания и совершенствует их. Кроме того, используемые игры на этих платформах можно предложить родителям, для лучшего взаимодействия «родитель – ребенок» и эффективного усвоения знаний ребенком.

Применяя цифровые задания на коррекционных занятиях, учитель-дефектолог может в полном объеме реализовать ряд коррекционно-развивающих задач, придерживаясь приемов: доступной учебной информации, дозированной нагрузки в соответствии возраста ребенка и его индивидуальных особенностей в физическом и психическом развитии. Главное, чтобы использованные информационные ресурсы и инструменты были безопасны для ребенка и помогали его развитию.

Кроме проведения коррекционной работы с детьми, использую электронные ресурсы в организации коррекционно-развивающей деятельности с родителями. Применение различных мессенджеров и социальных сетей для лучшего взаимодействия с родителями, помогает постоянно держать родителей информированными об успехах ребенка. Быстро делиться информацией, знакомить родителей с этапами коррекционной работы и их эффективностью, расширять педагогическую компетентность родителей в обучении и развитии детей с ОВЗ. Для родителей разработана система занятий в виде презентаций и видеозанятий, расположенных на личном блоге «Непоседы», через которые они могут дома повторить и закрепить пройденный материал по лексическим темам по зрительному восприятию, социально – бытовой ориентировке, по конструированию и ручному труду. Каждое электронное занятие включает в себя цели, задачи, практические задания с объяснениями, наглядностью для работы.

Проведение онлайн-занятий для родителей и детей через Zoom, Skype выстраиваются с продумыванием не только наполняемости коррекционного учебного материала, но и заданий, где двигательная активность сочетается с когнитивной деятельностью, и родитель становится активным участником педагогического процесса. На таких занятиях учитывается состояние не только ребенка, но и родителя, поэтому требуется много подготовки. В выборе наглядного материала, составлении презентации направленного на конкретного ребенка, в выборе игрового задания с одной из платформ или самостоятельно разработанные квест – игры. Чтобы не было переутомления у ребенка от длительного нахождения у экрана, продумываются двигательные задания и игровой материал, который могут подготовить сами родители для проведения занятия.

Еще одна форма работы с родителями осуществляется, через офлайн –занятия «Виртуальную академию детства». Современные родители не всегда готовы воспринимать материал по повышению педагогической грамотности на консультациях, семинарах и родительских собраниях при прослушивании выступлений, а в большей степени стали нуждаться в практической помощи.

Для современных родителей стало сложнее организовать открытые показы занятий в связи с ограничениями «ковидной» пандемии и занятостью самих родителей. Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И это верно. Поэтому для формирования у родителей активной позиции в партнерстве с педагогами, повышении инициативности в сотрудничестве, и побуждению родителей к действиям применения педагогических знаний в семье, была организована онлайн – Академия детства для родителей. Онлайн — школа размещена на сайте образовательного учреждения в открытом доступе для родителей в каждой возрастной группе. Видеоматериалы обладают важными особенностями:

  1. Наглядностью, то есть возможностью увидеть наглядно сами процессы игры по закреплению знаний на всех возрастах с усложнением от возраста к возрасту.
  2. Видеоролики занятий не продолжительные, но достаточно динамичные и ёмкие с точной доступной информацией.
  3. Занятия составляются, в первую очередь с учетом распространенных трудностей у всех детей при прохождении программного материала на каждом возрасте.
  4. Родители могут в любое время посмотреть занятия и попрактиковаться в организации игры и игровых упражнений с ребенком дома.

На офлайн – занятиях родители знакомятся с играми и игровыми упражнениями по закреплению знаний, вызывающие трудности у детей, в частности по ориентировке в пространстве и развитию мелкой моторики. Вместе с детьми педагог показывает и рассказывает на каждом возрастном этапе с чего начать и как поиграть. При проведении таких офлайн практикумов, родители могут увидеть доступные и не требующие финансовых вложений разнообразные материалы, и как с помощью них можно подготовить руку ребенка к письму.

Таким образом, применение технологий и инструментов бережной цифровой образовательной среды в коррекционно – развивающей работе учителя – дефектолога необходимо, они помогают сделать работу эффективной, интересной и разнообразной для детей, доступной для родителей и расширяют возможности самого педагога.

Учитель – дефектолог:

Санникова Елена Владимировна «МОУ КНШ – Д/С №14» Челябинская область, г Кыштым

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год