Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий |
Дефектология | |||
Автор: Петина Светлана Владимировна | |||
20.07.2015 20:05 | |||
Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий Петина Светлана Владимировна, учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» г. Альметьевска» Как медиков, так и педагогов и родителей, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалан6сированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей с начала 1990-х г.г. возросла на более чем на 30%. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем дошкольных учреждений возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 2001г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов. По данным ряда исследователей, в среднем по России частота встречаемости детей с диагнозом «олигофрения» достигает 10, 3%, а с диагнозом «задержка психического развития» по разным данным — от 16 до 25%. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении. На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество. Но здоровье — это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия. Это значит, что у ребенка должна быть естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении; потребность в познании окружающего мира: природы, человеческих отношений и самого себя; потребность в стремлении поддерживать и выполнять определенные социальные и духовно- нравственные нормы и правила поведения и помогать выполнять их своим сверстникам. Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название — «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Причиной формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка, поэтому, прежде всего, следует формировать умение родителей использовать здоровьесберегающие технологии при взаимодействии со своим ребенком. В нашем детском саду ведется огромная целенаправленная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательный процесс. Учитель-дефектолог является одним из основных участников этого процесса, применяющим в своей деятельности здоровьесберегающие технологии. Внедрению здоровьесберегающих технологий предшествует большая предварительная подготовительная работа:
В планировании и проведении такой работы с родителями большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает: Ознакомление родителей с результатами диагностики: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания: для родителей проводятся консультации «Прогулки — это важно!», «Компьютер: «за» и «против», «Если ребенок заболел», «Роль семьи в воспитании здорового ребенка», «Режим-основа здоровья», «Не болеем мы зимой», «Организация правильного питания в зимний период», «Игры для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям». Формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей: в приемной оформляется наглядная агитация на стендах и в уголках для родителей: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», «Быть здоровым — это модно!», «Добрая Дорога Детства» (по ПДД) с целью информирования родителей об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду; Направление на консультации врача-психиатра, педиатра, педагога психолога; подготовка учителем-дефектологом консультаций о наиболее часто встречающихся заболеваниях у детей группы и разъяснение роли профилактических мероприятий в оздоровлении детей ( «У ребенка ЗПР-без паники!», «Карманный справочник по аутизму»,; - Обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.): проведение учителем-дефектологом обучающих тренингов с детьми и родителями по обучению массажам различными предметами (карандашами, массажными шариками, колючими шариками Су-Джок и т.п.), включение массажей во все виды деятельности; формирование представления у детей и родителей о роли массажа и самомассажа в профилактике простудных заболеваний. Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают обучающие семинары –практикумы, открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятиях, создании стенгазет и фотовыставок о здоровье и семейном опыте ведения здорового образа жизни ( «Самая здоровая семья», «Папа, мама, я – здоровая семья!»), выпуск номеров газеты «Звездочка» для родителей, посвященные здоровому образу жизни и соблюдению правил дорожного движения ( «Посекретничаем о здоровье». «Давайте дружить с дорогой»), привлечение родителей к участию в мероприятиях, посвященных Всероссийскому Уроку «Здоровые дети — в здоровой семье», проведение акций «Родитель-водитель» (по использованию детских удерживающих устройств). Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Используя здоровьесберегающие технологии во время проведения коррекционно — образовательной деятельности и во время индивидуальной работы, привлекая родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, можно сделать вывод, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную деятельность воспитанников. На каждом занятии я стараюсь создать здоровьесберегающую среду, чтобы дети сохранили свое здоровье. А здоровье ребёнка в норме, если:
В заключение можно отметить, что специально организованная здоровьесберегающая среда и профессиональная забота взрослых сохраняет психическое и физическое здоровье детей. Привлечение родителей к использованию здоровьесберегающих технологий в деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяет детям с задержкой психического развития успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Таким образом, благодаря разработанной системе использования здоровьесберегающих технологий, усовершенствования форм и методов взаимодействия с родителями, снижается заболеваемость детей, повышается их иммунитет. Данные мероприятия не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки у детей, создается микроклимат уважения к личности, доверительные отношения родитель – ребенок – педагог, повышается компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения. Список использованной литературы
|