Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Дефектология
Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна   
17.06.2021 00:07

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровьяПолисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок» Учитель – дефектолог Скрыпник Лариса Дмитриевна

Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Причем, процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые, поэтому овладение родным языком – одно из самых важных приобретений в дошкольном возрасте.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. С целью устранения и профилактики перегрузок во время проведения образовательного процесса, в дошкольных образовательных учреждениях стали разрабатываться здоровьесберегающие технологии и адаптивные методики, которые привлекают внимание и педагогов, и родителей. Адаптивная модель образования – это создание условий для каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода.

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

(по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Так, нарушения лобной области мозга влекут за собой отклонения в поведении ребенка (гиперактивность, гиперпассивность). Нарушается функция контроля и регулирования: ребенок начинает какую-либо деятельность и бросает ее. Снижается внимание, способность к сравнению, нарушается абстрактно-логическое мышление.

При нарушении в теменной области мозга наблюдается снижение мотивации деятельности, эмоциональные всплески, либо их отсутствие. Имеются трудности в пространственной организации деятельности (установление последовательности цифрового, звукового, буквенного, словесного, смыслового ряда). Снижается моторная поисковая деятельность. В этом случае ребенок нуждается в помощи – в подсказке последовательности деятельности.

Височная область отвечает за прием и переработку слуховой информации. Здесь происходит прием и анализ речевых звуков и неречевых сигналов

(оттенки тона, тембра, восприятие музыки, шумов).

Глубинный отдел височной области связан с функцией памяти (запоминание и воспроизведение).

Затылочная область мозга отвечает за прием и переработку зрительной информации.

Височно-теменно-затылочная область является «зоной перекрытия корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетических анализаторов» Эта зона отвечает за письменную речь, поэтому на начальном этапе овладения письмом дети пишут, проговаривая слова, и зрительно контролируют выполнение задания.

Образовательные технологии, позволяющие учителю – дефектологу, учителю-логопеду осуществлять коррекционно – развивающую деятельность в зависимости от нейрофизиологических особенностей детей, относятся к нейропедагогике. В дошкольных учреждениях не существует четкой системы использования нейропсихологических технологий. Чаще используется индивидуальный подход к оцениванию уровня знаний и умений ребенка на основе диагностики и мониторинга образовательного процесса.

На индивидуализации методов обучения в соответствии с когнитивным стилем, т.е. нейропсихологическим типом ребенка как основном принципе лечебной педагогики настаивает А.Н. Корнев ( «Дислексия и дисграфия у детей», 2002г.). Он указывает, что педагогу важно знать, какой из анализаторов у ребенка «сильнее», т.е. определить ведущую модальность или канал восприятия – аудиальный, визуальный или кинестетический. Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы необходимо излагать материал на доступном детям языке с опорой на слуховое, зрительное и тактильное запоминание, т.е. учить полисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности (сенсорные каналы) в процессе обучения.

Известный нейропсихолог Л.С. Цветкова сформулировала психофизиологические принципы восстановительного обучения при нарушениях речи и задержке речевого развития в целом. Одним из основных принципов является использование сохранных анализаторных систем (афферентаций) в качестве опоры при коррекции. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентаций.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо 3 момента, для воспитания особого ребенка, имеющего особые потребности:

  1. Компенсация дефекта;
  2. Движущие силы психического развития;
  3. Влияние среды.

Дефект – это всегда минус в развитии ребенка. С одной стороны он подрывает, ослабляет организм, с другой – служит стимулом к развитию «обходных путей». Минус дефекта превращается в плюс компенсации, именно потому, что затрудняет деятельность организма и служит стимулом к повышенному развитию других функций. Он толкает организм к усиленной деятельности. Поэтому, при проведении образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать один из основных принципов коррекционной педагогики — «принцип обходного пути», который гласит, что перестройку нарушенных психических функций лучше осуществлять с опорой на более сохранные функции.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: глаза, уши, нос, рот, кожа. Однако это только предпосылки для восприятия окружающего мира. Ребенка необходимо научить рассматривать, вслушиваться, ощупывать, вдыхать запахи, а главное — выработать умение определять отношение воспринимаемых характеристик с сенсорными эталонами. Дети с особенностями в развитии далеко не всегда используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них существуют. Мышление ребенка от 4 до 7 лет в значительной степени определяется его восприятием. Ребенок, как правило, фиксирует внимание на одном аспекте или изменении какого-либо одного предмета и не замечает другие. После 7-8 лет ребенок все больше и больше оказывается способным преодолевать влияние восприятия и применять логическое мышление к конкретным ситуациям. Именно от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания, будет зависеть усвоение логических понятий.

Формы и методы организации образовательного процесса, организованного для детей с ОВЗ:

  1. Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
  2. Организация деятельности и сотрудничество в малых группах.
  3. Обеспечение выбора (целей, средств, форм работы, материала).
  4. Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным.
  5. Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и ситуациях (позициях)
  6. Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Это направление включает стимуляцию деятельности зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов.

У многих детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, выявлен кинестетический способ (через прикосновения и ощущения).

Для развития тактильно-вибрационных ощущений необходимо учить детей: (Слайд № 8)

1. Определять на ощупь качественные характеристики предметов: твёрдый или мягкий, гладкий или шершавый, большой или маленький. Использовать игры с песком, с бусинками, пуговицами, горохом, фасолью, морскими камушками, предметами (буквами), вырезанными из наждачной бумаги. Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые погружают ребенка полностью, или только его руки поочередно. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям, у ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленную поисковую деятельность: в наполнителе прячется один или несколько объектов, которые надо достать, нащупав их руками.

  • Определить температурные характеристики объекта: где и какая налита вода – горячая, тёплая, холодная. Какой на ощупь снег, лед; вода в чашке, чай в стакане?
  • Дай знак (кивни, скажи), когда почувствуешь, как трясётся предмет (например, определение вибрации аквариумного компрессора, а также возможно использование вибромассажера, массажера).

Этапы формирования различных сенсорных представлений:

1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук и т. д.).

  • 2. Соотнесение признака с сенсорным эталоном. Ребенок ищет заданный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости).

3. Соединение полученного представления со словом.

  • 4. Формирование образа восприятия признака. Выделение его в окружающей обстановке. Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон.
  • 5. Включение сформированного образа в детскую деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т. п.). Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

Организация сенсорной комнаты для коррекции и профилактики вторичных нарушений у детей с ОВЗ.

  • Одним из современных средств реализации полисенсорного подхода в коррекции высших психических функций является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Комплектация сенсорной комнаты:

Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; фонтан света; подвески; световые картины.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки.

Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только правильное его называние, но и использование в качестве мерки для оценки свойств других предметов, т. е. допускается его знание в пассивном словаре и активное использование в предметно-практических действиях.

Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рассматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, прокатывание и т. п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объекты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по отдельным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов, сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) — обнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов, формирование обобщенных способов обследования (увидел, услышал, потрогал, попробовал — узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания.

Метод полисенсорного подхода в коррекции ВПФ позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

Правильно спланированная и целенаправленно осуществляемая коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии высших психических функций у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. «Практикум по коррекционно-развивающим занятиям». – М., 1994.
  2. Л.А. Венгер, Э.Г. Пuлюгuна, Н.Б. Венгер. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». — М., 2008.
  3. Ж. М. Глозман. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Как помочь особому ребенку. — С-Пб., 2000.
  5. С.В. Коноваленко. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6до 9 лет». Москва. «АСТ-ПРЕСС» 2003 г.
  6. А.А. Люблинская. Детская психология. М., 2012.
  7. И.Н. Миненкова. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И.Н. Миненкова. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
  8. Н.В. Новотворцева. Развитие речи детей. — М., 1995.
  9. К.Ф. Седов. Нейропсихолингвистика. М., 2009.
  10. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  11. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  12. Л.Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -192 с.
  13. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. 0сновы логопедии. М., 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год