Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья |
Дефектология | |||
Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна | |||
17.06.2021 00:07 | |||
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок» Учитель – дефектолог Скрыпник Лариса Дмитриевна Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Причем, процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые, поэтому овладение родным языком – одно из самых важных приобретений в дошкольном возрасте.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. С целью устранения и профилактики перегрузок во время проведения образовательного процесса, в дошкольных образовательных учреждениях стали разрабатываться здоровьесберегающие технологии и адаптивные методики, которые привлекают внимание и педагогов, и родителей. Адаптивная модель образования – это создание условий для каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)
Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии. Так, нарушения лобной области мозга влекут за собой отклонения в поведении ребенка (гиперактивность, гиперпассивность). Нарушается функция контроля и регулирования: ребенок начинает какую-либо деятельность и бросает ее. Снижается внимание, способность к сравнению, нарушается абстрактно-логическое мышление. При нарушении в теменной области мозга наблюдается снижение мотивации деятельности, эмоциональные всплески, либо их отсутствие. Имеются трудности в пространственной организации деятельности (установление последовательности цифрового, звукового, буквенного, словесного, смыслового ряда). Снижается моторная поисковая деятельность. В этом случае ребенок нуждается в помощи – в подсказке последовательности деятельности. Височная область отвечает за прием и переработку слуховой информации. Здесь происходит прием и анализ речевых звуков и неречевых сигналов (оттенки тона, тембра, восприятие музыки, шумов). Глубинный отдел височной области связан с функцией памяти (запоминание и воспроизведение). Затылочная область мозга отвечает за прием и переработку зрительной информации. Височно-теменно-затылочная область является «зоной перекрытия корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетических анализаторов» Эта зона отвечает за письменную речь, поэтому на начальном этапе овладения письмом дети пишут, проговаривая слова, и зрительно контролируют выполнение задания. Образовательные технологии, позволяющие учителю – дефектологу, учителю-логопеду осуществлять коррекционно – развивающую деятельность в зависимости от нейрофизиологических особенностей детей, относятся к нейропедагогике. В дошкольных учреждениях не существует четкой системы использования нейропсихологических технологий. Чаще используется индивидуальный подход к оцениванию уровня знаний и умений ребенка на основе диагностики и мониторинга образовательного процесса. На индивидуализации методов обучения в соответствии с когнитивным стилем, т.е. нейропсихологическим типом ребенка как основном принципе лечебной педагогики настаивает А.Н. Корнев ( «Дислексия и дисграфия у детей», 2002г.). Он указывает, что педагогу важно знать, какой из анализаторов у ребенка «сильнее», т.е. определить ведущую модальность или канал восприятия – аудиальный, визуальный или кинестетический. Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы необходимо излагать материал на доступном детям языке с опорой на слуховое, зрительное и тактильное запоминание, т.е. учить полисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности (сенсорные каналы) в процессе обучения. Известный нейропсихолог Л.С. Цветкова сформулировала психофизиологические принципы восстановительного обучения при нарушениях речи и задержке речевого развития в целом. Одним из основных принципов является использование сохранных анализаторных систем (афферентаций) в качестве опоры при коррекции. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентаций. Л.С. Выготский утверждал, что необходимо 3 момента, для воспитания особого ребенка, имеющего особые потребности:
Дефект – это всегда минус в развитии ребенка. С одной стороны он подрывает, ослабляет организм, с другой – служит стимулом к развитию «обходных путей». Минус дефекта превращается в плюс компенсации, именно потому, что затрудняет деятельность организма и служит стимулом к повышенному развитию других функций. Он толкает организм к усиленной деятельности. Поэтому, при проведении образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать один из основных принципов коррекционной педагогики — «принцип обходного пути», который гласит, что перестройку нарушенных психических функций лучше осуществлять с опорой на более сохранные функции. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: глаза, уши, нос, рот, кожа. Однако это только предпосылки для восприятия окружающего мира. Ребенка необходимо научить рассматривать, вслушиваться, ощупывать, вдыхать запахи, а главное — выработать умение определять отношение воспринимаемых характеристик с сенсорными эталонами. Дети с особенностями в развитии далеко не всегда используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них существуют. Мышление ребенка от 4 до 7 лет в значительной степени определяется его восприятием. Ребенок, как правило, фиксирует внимание на одном аспекте или изменении какого-либо одного предмета и не замечает другие. После 7-8 лет ребенок все больше и больше оказывается способным преодолевать влияние восприятия и применять логическое мышление к конкретным ситуациям. Именно от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания, будет зависеть усвоение логических понятий. Формы и методы организации образовательного процесса, организованного для детей с ОВЗ:
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Это направление включает стимуляцию деятельности зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов. У многих детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, выявлен кинестетический способ (через прикосновения и ощущения). Для развития тактильно-вибрационных ощущений необходимо учить детей: (Слайд № 8) 1. Определять на ощупь качественные характеристики предметов: твёрдый или мягкий, гладкий или шершавый, большой или маленький. Использовать игры с песком, с бусинками, пуговицами, горохом, фасолью, морскими камушками, предметами (буквами), вырезанными из наждачной бумаги. Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые погружают ребенка полностью, или только его руки поочередно. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям, у ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленную поисковую деятельность: в наполнителе прячется один или несколько объектов, которые надо достать, нащупав их руками.
Этапы формирования различных сенсорных представлений: 1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук и т. д.).
3. Соединение полученного представления со словом.
Организация сенсорной комнаты для коррекции и профилактики вторичных нарушений у детей с ОВЗ.
Комплектация сенсорной комнаты: Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи. Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; фонтан света; подвески; световые картины. Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон. Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик. Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки. Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только правильное его называние, но и использование в качестве мерки для оценки свойств других предметов, т. е. допускается его знание в пассивном словаре и активное использование в предметно-практических действиях. Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рассматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, прокатывание и т. п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объекты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по отдельным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов, сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) — обнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов, формирование обобщенных способов обследования (увидел, услышал, потрогал, попробовал — узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания. Метод полисенсорного подхода в коррекции ВПФ позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации. Правильно спланированная и целенаправленно осуществляемая коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии высших психических функций у ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ЛИТЕРАТУРА
|