Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
Логопед-дефектолог Тимербулатова Р. А. РБ, г. Стерлитамак.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом м сохранным интеллектом. При ОНР нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Так же у детей с ОНР страдает артикуляционная моторика, недостаточная сформированность которой влияет на усвоение ребенком грамоты, письма и речи в целом.
Для правильного произношения звука необходимо воспроизвести правильный артикуляторный уклад, который состоит из сложных комплексов движений. А дети с ОНР не сразу могут приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях они могут заменять сложные звуки более простыми по артикуляции. В других – наблюдается пропуск отдельных звуков или частей слова. Чаще всего ребенок пропускает безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Нельзя забывать, что при этом фонация и дыхание ребенка должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
Всем известно, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому игровой метод является основным методом работы с детьми дошкольного возраста при ОНР.
Предлагаю несколько вариантов использования игровых приемов при артикуляционной гимнастике:
- «Кубики». Для данной игры нужен кубик, на гранях которой должны быть приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений. Желательно брать картинки изображением красочных персонажей современных мультфильмов, которые выполняют то или иное упражнение. Ребенок самостоятельно кидает кубик и выполняет упражнение которое выпало. Желательно сделать несколько кубиков. В одном кубике можно разместить базовый комплекс упражнений необходимых для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. А в другом кубике – расположить комплексы упражнений, предназначенных для выработки артикуляционных движений отдельных групп звуков.
- Игра на песочнице «Повтори как он». Для данной игры вам понадобится песочница (деревянный ящик размером 50 на 70 см, глубина 8-10 см.), коллекции небольших игрушек (деревья, растения, камешки, домики) и фигурки или картинки (которые показывают то или иное артикуляционное упражнение). На песочнице хаотичным образом располагаем домики, в которых заранее поселились жители-игрушки. Игрушки при этом не должны изображать какой-либо артикуляционный уклад. Например, собака которая показывает язык, слоник, который тянет хоботок, бегемот с открытым ртом, хомяк с надутыми чеками, лошадка и т.д. Можно также в домиках расположить игрушки-предметы: лопата, заборчик, качели, грибок и т.д. Логопед предлагает ребенку отправится в путешествие по песочнице и заглянуть в гости. Ребенок самостоятельно открывает двери домов и достает оттуда игрушку. После чего логопед предлагает ребенку показать эмоцию, которую показывает игрушка. В данной игре у ребенка развивается не только артикуляционная моторика, но и мелкая моторика рук.
- Игра с конфетой. Диаметр конфеты 2-3 см, длина верёвки 60 см, верёвка продета через сквозное отверстие в конфете и завязана на узел. Примечание. Во время работы взрослый удерживает верёвку в руке. Комплекс упражнений: 1. Двигать конфету по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо-влево. 2. Двигать конфету по вертикально натянутой верёвчке вверх (вниз конфета падает произвольно). 3. Толкать языком конфету вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально. 4. Язык — «чашечка», цель: поймать конфету в «чашечку». 5. Ловить конфету губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. 6. Поймать конфету губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатить конфет от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с конфетой во рту, держа руками верёвочку.
- Плакат «Логопедический будильник». В данном будильнике вместо циферблата по кругу приклеены картинки для статических упражнений языка. Такая игра не только будет развивать артикуляционную моторику ребенка, но и зрительное внимание. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Игра-путешествие. Нарисовать большой плакат с домиками. В каждом доме должно быть по одному животному. Ребенок водит пальчиками по тропинке и подходя к определенному домику выполняет упражнение. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" — челюсть опущена на место, на "четыре" — челюсть даигается влево, на "пять" — челюсть опущена, на "шесть" — челюсть выдвигается вперед, на "семь" — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. И тд. Можно подобрать различные упражнения и рисунки. Чтобы игра была интереснее возможно сделать какого-то сказочного персонажа, которого ребенок будет либо держать в руках и водить, либо привязать ниткой к плакату рисунок данного персонажа и ребенок будет дуть и водить его струей воздуха. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
|