Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
Дефектология
Автор: Тимербулатова Р. А.   
24.11.2020 15:01

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.

Логопед-дефектолог Тимербулатова Р. А. РБ, г. Стерлитамак.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом м сохранным интеллектом. При ОНР нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Так же у детей с ОНР страдает артикуляционная моторика, недостаточная сформированность которой влияет на усвоение ребенком грамоты, письма и речи в целом.

Для правильного произношения звука необходимо воспроизвести правильный артикуляторный уклад, который состоит из сложных комплексов движений. А дети с ОНР не сразу могут приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях они могут заменять сложные звуки более простыми по артикуляции. В других – наблюдается пропуск отдельных звуков или частей слова. Чаще всего ребенок пропускает безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Нельзя забывать, что при этом фонация и дыхание ребенка должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

Всем известно, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому игровой метод является основным методом работы с детьми дошкольного возраста при ОНР.

Предлагаю несколько вариантов использования игровых приемов при артикуляционной гимнастике:

  1. «Кубики». Для данной игры нужен кубик, на гранях которой должны быть приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений. Желательно брать картинки изображением красочных персонажей современных мультфильмов, которые выполняют то или иное упражнение. Ребенок самостоятельно кидает кубик и выполняет упражнение которое выпало. Желательно сделать несколько кубиков. В одном кубике можно разместить базовый комплекс упражнений необходимых для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. А в другом кубике – расположить комплексы упражнений, предназначенных для выработки артикуляционных движений отдельных групп звуков.
  2. Игра на песочнице «Повтори как он». Для данной игры вам понадобится песочница (деревянный ящик размером 50 на 70 см, глубина 8-10 см.), коллекции небольших игрушек (деревья, растения, камешки, домики) и фигурки или картинки (которые показывают то или иное артикуляционное упражнение). На песочнице хаотичным образом располагаем домики, в которых заранее поселились жители-игрушки. Игрушки при этом не должны изображать какой-либо артикуляционный уклад. Например, собака которая показывает язык, слоник, который тянет хоботок, бегемот с открытым ртом, хомяк с надутыми чеками, лошадка и т.д. Можно также в домиках расположить игрушки-предметы: лопата, заборчик, качели, грибок и т.д. Логопед предлагает ребенку отправится в путешествие по песочнице и заглянуть в гости. Ребенок самостоятельно открывает двери домов и достает оттуда игрушку. После чего логопед предлагает ребенку показать эмоцию, которую показывает игрушка. В данной игре у ребенка развивается не только артикуляционная моторика, но и мелкая моторика рук.
  3. Игра с конфетой. Диаметр конфеты 2-3 см, длина верёвки 60 см, верёвка продета через сквозное отверстие в конфете и завязана на узел. Примечание. Во время работы взрослый удерживает верёвку в руке. Комплекс упражнений: 1. Двигать конфету по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо-влево. 2. Двигать конфету по вертикально натянутой верёвчке вверх (вниз конфета падает произвольно). 3. Толкать языком конфету вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально. 4. Язык — «чашечка», цель: поймать конфету в «чашечку». 5. Ловить конфету губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. 6. Поймать конфету губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатить конфет от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с конфетой во рту, держа руками верёвочку.
  4. Плакат «Логопедический будильник». В данном будильнике вместо циферблата по кругу приклеены картинки для статических упражнений языка. Такая игра не только будет развивать артикуляционную моторику ребенка, но и зрительное внимание. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  5. Игра-путешествие. Нарисовать большой плакат с домиками. В каждом доме должно быть по одному животному. Ребенок водит пальчиками по тропинке и подходя к определенному домику выполняет упражнение. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" — челюсть опущена на место, на "четыре" — челюсть даигается влево, на "пять" — челюсть опущена, на "шесть" — челюсть выдвигается вперед, на "семь" — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. И тд. Можно подобрать различные упражнения и рисунки. Чтобы игра была интереснее возможно сделать какого-то сказочного персонажа, которого ребенок будет либо держать в руках и водить, либо привязать ниткой к плакату рисунок данного персонажа и ребенок будет дуть и водить его струей воздуха. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год