Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
Дефектология
Автор: Светлана Викторовна Смирнова   
29.06.2014 01:41

Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривацииАстраханский институт повышения квалификации и переподготовки
Кафедра социальной и коррекционной педагогики
Автор – составитель: учитель-логопед
Икрянинского филиала  Областного государственного специализированного учреждения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  Смирнова С. В.
Пояснительная записка.
Можно тонко чувствовать музыку, но, не зная техники, быть не в состоянии издать звук, хотя бы целые симфонии звучали в ушах. А ребенок- это тот же инструмент, на котором нужно уметь играть и уметь извлечь звук даже тогда, когда инструмент испорчен и звучит фальшиво.
В.П. Кащенко 

В последние годы дефектологи пришли к осознанию того факта, что сложившаяся система специального образования не обеспечивает целенаправленного личностного развития детей с психофизическими аномалиями и подготовку их к самостоятельной взрослой жизни, не позволяет в достаточной степени корригировать нарушенные адаптационные процессы в социуме.
Обучение указанной категории детей в основном направлено на формирование общеобразовательных умений и навыков.

 

Скачать конспект

С каждым годом становится все более очевидной необходимость переосмысления роли и места личностного, социально-эмоционального воспитания детей с аномалиями в развитии, воспитания их самосознания и самопознания, сознательной регуляции поведения. Социально-нравственное развитие – одна из актуальнейших и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к воспитанию «трудных» детей.
В этом аспекте особое внимание привлекают воспитанники  социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Совокупность условий и причин, негативно влияющих на психофизическое развитие  (соматическая  ослабленность, слабовыраженные нарушения ЦНС, условия микросоциальной  и педагогической депривации), приводит к задержке психического развития и тяжелым речевым нарушениям многих воспитанников.
Включаясь в общий процесс воспитательно-образовательной работы учреждения, специалисты в сфере дефектологии  констатируют, что проблема самопознания не обходит стороной и детей с ограничениями в развитии. Таким детям  трудно определить свое место в социуме. Обидное, болезненное чувство несправедливости окружающего мира, собственной ущербности, недостаточности, сниженная самооценка приводят к дополнительным, вторичным (но не менее серьезным) проблемам: у ребенка могут появиться (а потом и закрепиться) попытки самоутверждения в виде различных нарушений поведения, агрессивных проявлений или развиться депрессивные расстройства.
Ребенок или уходит в себя, замыкается от ненавистного ему мира, или начинает искать сферу самоутверждения в асоциальной среде.
Так и формируется двойной замкнутый круг вокруг ребенка: первый - круг родительской нелюбви, невнимания, «никомуненужности»; второй – круг учебных неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, депрессиям, нарушениям поведения; а если подобная ситуация сохраняется длительно – к искаженному формированию личности.
Задачи специалистов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития, - осуществляя индивидуальный подход к каждому воспитаннику:
-разобраться в эмоциональном состоянии ребенка с «нестандартными» особенностями развития;
-определить компенсаторные возможности ребенка при правильном педагогическом подходе, адекватном обучении;
-помочь взрослым (родителям и педагогам) понять особенности ребенка;
-создать условия для максимальной реализации его потенциальных возможностей и, корригируя нежелательные тенденции в развитии ребенка, способствовать его личностному становлению.
Вопросу социально-психологической адаптации детей c нормальным психофизическим развитием в последние годы уделяется достаточно большое внимание среди педагогов, психологов. Эффективно используются в работе программы эмоционально-личностного развития, разработанные С. А. Козловой, Р. С. Буре, Л. К. Сидоровой и С. И. Семенака, Е. В. Котовой, И. В. Сушковой, С. В. Кривцовой и других авторов.
Но проблема коррекции социально–эмоционального, личностного развития детей с нарушениями в развитии является до сих пор научно малоизученной. Она требует своего решения либо путем модифицирования уже известных, либо путем разработки новых методов и приемов коррекционно–воспитательного воздействия, их научно–методического обоснования, экспериментальной апробации.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы и поиски путей оказания помощи детям привели к созданию Программы  эмоционально-личностного и речевого развития детей с ЗПР «Пойми себя».
Название программы отражает ее содержание и цели. Ведь дети с ЗПР затрудняются в определении причинно – следственных связей между явлениями даже внешнего мира. Тем более им трудно установить зависимость своего внутреннего состояния от определенных социальных причин, трудно дифференцировать свои внутренние ощущения от восприятия окружающей действительности, обозначать их вербально, сдерживать свои негативные поведенческие порывы, трудно понять себя, объяснить свои поступки. Все указанное создает сложности установления адекватного контакта с окружающим миром. Ведь эмоциональная сфера является важнейшей составляющей в развитии ребенка, т. к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций – важнейший момент в становлении личности растущего человека.
В условиях, когда познавательная депривация усугубляется негативными социальными факторами, дети с ЗПР наиболее остро нуждаются в специальной помощи.
Цель программы:
- развивать эмоционально-личностную и речевую сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации.
Задачи программы:
-    расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности, привлекая внимание к явлениям внутреннего мира человека, к собственным эмоциональным ощущениям;
-    развивать самосознание, осознанное восприятие чувств;
-    уточнять и расширять словарный запас детей в связи с расширением непосредственных впечатлений от восприятия окружающего мира природы, музыки, социальных явлений;
-    формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказывания, развивать  точность употребления слов;
-    развивать навык контроля над своими поступками, способности давать им объективную оценку и соотносить с общепринятыми нормами поведения;
-    приобщать детей к ценностям сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-    формировать социальную модель поведения в процессе знакомства с нравственными категориями;
-    воспитывать любовь к природе;
-    развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного;
-    развивать сенсорную, умственную, речемыслительную деятельность.
Программа «Пойми себя» адресована психологам, учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям учреждений социальной реабилитации детей и учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание программы ориентировано на детей младшего школьного возраста с нарушениями поведения, с трудностями социальной адаптации в силу психических особенностей (ЗПР) и социальных причин (условия микросоциальной депривации).
Срок реализации программы – два месяца, учитывая кратковременность пребывания детей в учреждениях социальной реабилитации. Программа состоит из 20 занятий, которые проводятся дважды в неделю. Группа детей для занятий по программе формируется из 6 – 8 человек по результатам диагностической работы, озвученным  на ПМПк учреждения. Дети с разными социально–эмоциональными проблемами (агрессивностью, неустойчивостью настроения, неуверенностью, замкнутостью) занимаются вместе. Каждое занятие длится от 40 до 45 минут.
Структура программы представлена тремя циклами занятий: «Сказки о воде», «Времена года», «Где скрывается любовь»?
В цикле «Времена года» использованы и полностью реализованы тематика и содержание занятий из опыта работы педагога дополнительного образования Н. Барышевой и музыкального руководителя ДОУ № 1882 г. Москвы Ю. Пановой.
Результаты экспериментального изучения развития индивидуальных психических функций, мыслительной деятельности детей с ЗПР показали, что уровень психического развития младших школьников с ЗПР значительно отстает от уровня развития нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на 2-3 года. В связи с этим психологически оправдано использование в программе элементов учебно-развивающего материала, рекомендуемого для обучения старших воспитанников ДОУ общеразвивающего вида.
При составлении цикла «Где скрывается любовь»? использована тематика и элементы занятий программы «Основы православной культуры и нравственности» С. Коротких.
Содержание и цели программных циклов соответствуют принципу поэтапности «от простого к сложному»: от восприятия образов природы к восприятию эстетических образов музыки, живописи, пластики. Затем внимание детей привлекается к миру эмоций, к явлениям внутреннего мира человека: от наглядного к абстрактному. Эмоциональность, ассоциативность образов природы, искусства делают возможным развитие новых форм познавательной деятельности детей путем объединения зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных образов и интеграции их в целостные картины.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного, приобщает к социальным явлениям. Последняя из перечисленных функций является доминирующей при решении коррекционно-развивающих задач программы “Пойми себя”.
Задачи программы успешно решаются при правильном выборе деятельности детей. На занятиях обеспечивается взаимосвязь наблюдений за изучаемыми образами природы в музыке, живописи и поэзии, художественно-творческой деятельности  (непосредственного изображения явлений природы самими детьми с помощью пластики и цвета), игр с предметами и  дидактических игр, умственной и речевой деятельности.
Организация творческой деятельности сочетается с использованием эмоционально-яркой наглядности (слайдов, репродукций картин, реальных предметов окружающего мира природы), аудиоматериала и живого слова педагога. Знания и представления, накопленные в процессе предыдущих занятий, углубляются и систематизируются на последующих занятиях, где обсуждаются результаты предыдущих наблюдений за природными явлениями, их музыкальными и художественными аналогами; обогащается чувственный опыт детей, делаются выводы.
Направляя мыслительную и речевую деятельность детей с помощью вопросов, педагог учит детей вспоминать, анализировать, обобщать свои наблюдения. Чтобы подготовить детей к словесному описанию определенного эмоционального состояния, сначала проводится наглядное обобщение-подбор ассоциативных эстетических образов,  доступных для внешнего восприятия. Ведь еще 2500 лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Что я слышу – я забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».
Таким образом, все, что изучается, должно быть обязательно познано с помощью зрения, воссоздано руками. Именно так и изучают дети с ЗПР внутренний, эмоциональный мир человека.
В основе коррекционно-развивающей работы по программе «Пойми себя» лежит здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование сенсорных систем развития ребенка, ассоциативное рисование, ритмопластику, релаксацию.
Содержание, структура программы помогают привлечь внимание детей к эмоциональным самоощущениям. Дети «открывают» понятие «внутренний мир человека» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимоотношений между состоянием природы и эмоционально - нравственным состоянием человека. В ходе обсуждения эстетических образов природы дети учатся приходить к определенным суждениям, выводам.
Работа по развитию речи на занятиях строится также по принципу «от простого к сложному»: от диалога, легко формирующегося у детей с ЗПР уже в 3-4 года, к коротким монологам, которые отражают установленные причинно-следственные связи, содержат суждения, оценки.
К высказываниям детей следует относиться бережно, выслушивать каждого до конца. Даже в неполных и неточных ответах необходимо найти что-то положительное и дать ребенку почувствовать, что его усилия не были напрасными.
Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и использовать на занятиях вариативные формы заданий.         
В процессе реализации программы дети должны:
-   знать, что чувства бывают не только внешними, но и внутренними
-    знать о взаимосвязи эстетических образов природы, музыки, живописи, литературы с эмоциональным состоянием человека;
-    знать отдельные парнопротивоположные нравственные понятия;
-    уметь воспринимать и дифференцировать свои эмоции;
-    уметь выражать свои чувства словами;
-    уметь с помощью педагога проводить простой этимологический и фоносемантический анализ слов;
-    уметь выражать свои мысли, используя диалогическую и монологическую форму речи;
-    уметь давать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей на основе представлений о «прекрасном» и «безобразном» в искусстве и в действительности;
-    уметь планировать свою деятельность, стараясь учесть интересы и потребности партнеров.
Проследить динамику эмоционально-личностного и речевого развития детей в процессе реализации программы можно, используя методику диагностического исследования, представленную в приложении к программе.



Тематическое планирование занятий

№     Тема    Кол-во занятий
1    Цикл «Сказки о воде»    4
1.1    Сказка о веселом дождике    1
1.2    Сказка о двух тучах    1
1.3    Сказка о горном озере и водопаде    1
1.4     Сказка о ручейке    1
2    Цикл «Времена года»    5
2.1    Зима    1
2.2     Весна    1
2.3    Лето    1
2.4    Осень    1
2.5    Мы похожи на весну    1
3     Цикл «Где скрывается любовь?»    11
3.1    Мир вокруг нас    1
3.2    Человек- царь природы    2
3.3    Вместе с другими    1
3.4    Где скрывается любовь?    6
3.5    Любовь и наказание    1
Всего                                            20


Содержание программы.

Коррекционно-развивающая программа «Пойми себя» состоит из 20 занятий, разделенных на 3 цикла.
1 цикл «Сказки о воде» включает  4 занятия.
Занятие 1. Тема:  Сказка о веселом дождике.
В доступной для детей форме сказки вызывается интерес к миру природы: дети знакомятся со сказочным природным персонажем – Облачком, которое принесло с собой долгожданный теплый, короткий дождик.
Вызвать живой интерес к восприятию образа природы помогает не только сказочный сюжет, но и обращение к различным видам искусства, к литературному жанру – поэзии. Произведения живописи, музыки, поэзии помогают создать в воображении детей целостный образ летнего дождика. Дети вовлекаются в различные виды художественно-творческой деятельности и выражают свое эмоциональное состояние от восприятия сказочного природного образа с помощью цвета (рисуют летний дождик), пластики (под музыку создают пластический образ персонажа сказки).
На занятии активно используется речевой диалог в процессе обсуждения выбора музыкальных мелодий, цветовых аналогов, пластических образов, отражающих характер героя сказки – летнего дождика. Обогащение и активизация словаря проводятся в процессе подбора ярких, образных определений, характеризующих сказочный персонаж.
Занятие 2. Тема:  Сказка о двух тучах.
Продолжается сказочный сюжет об Облачке. С появлением новых персонажей – Грозовой Тучи и мрачной Тучи у детей появляется возможность творческого исследования новых природных образов – летнего ливня и осеннего дождя. Подбор ассоциативных музыкальных, пластических, цветовых аналогов сочетается с работой по подбору средств речевой выразительности, развитию мыслительных операций анализа, сравнения. Дети учатся чувствовать оттенки настроения дождя при прослушивании отрывков из музыкальных классических произведений, прячась то под зонтом с шелковыми лентами голубого цвета (летний ливень), то под зонтом с длинными серыми веревочками по всей окружности (осенний дождь). Рисунки с изображением двух разных по характеру дождей дети также оставляют под соответствующим зонтом.
Занятие 3. Тема:  Сказка о Горном Озере и Водопаде.
Неукротимый Водопад и спокойное Озеро – герои сказки, которую поведает детям уже знакомый им персонаж – Облачко.
На этом занятии дети совместно с педагогом анализируют уже не только эмоциональные проявления сказочных персонажей, но и их нравственные качества. Гордый Водопад считал себя красивым и сильным, а Озеро никогда не гордилось собой, а показывало миру красоту других.
Работа по подбору ассоциативных эстетических аналогов к сказочным природным образам завершается тем, что в руках у каждого ребенка оказывается маленькое  «озеро» - зеркало, с помощью которого можно увидеть отражение своих рисунков.
Усложняется словарная работа: дети знакомятся со словами, характеризующими нравственные категории, начинают вводить их в свою речевую практику в процессе беседы по содержанию сказки и при выборе ассоциативных образов.
Занятие 4.Тема:  Сказка о Ручейке.
Увеличивается количество сказочных персонажей: дети знакомятся с Ручейком, Рекой и Морем. У каждого героя свой характер. Задача по подбору эстетических аналогов, средств речевой выразительности усложняется. В связи с этим занятие завершается релаксацией – отдыхом на берегу воображаемого моря под звуки природы (фонозапись) и чтение стихотворения Романа Сефа.
Результатом занятий первого программного цикла должно стать понимание детьми того, что в поэзии, в музыке, в танце человек выражает свои чувства. А чувства эти бывают очень схожи с различными состояниями природы: человек может грустить, как осенний дождик, быть спокойным, как зеркальное озеро, гневным, как могучий водопад, тихим, как застенчивая речка, веселым, как весенний ручей.
2 цикл «Времена года» состоит из 5 занятий.
Усложняется восприятие эстетических образов. Это уже не сказочные персонажи, а реальная природа, состояние которой меняется со сменой времен года, и в этих состояниях отражаются, как в зеркале, человеческие эмоции, переживания.
Занятие 1. Тема: Зима.
Образ зимы выражается посредством поэтических, музыкальных, пластических образов, с помощью живописи. Под музыку А. Вивальди «Времена года» дети передают в ритмопластическом этюде свое меняющееся эмоциональное состояние от восприятия образа зимы, которая в разное время может быть то спокойной и величественной, то грозной, вьюжной.
Эмоции интеллектуализируются, обозначаются вербально. Дети учатся размышлять, говорить о своих чувствах, аргументировать выбор эстетических символов эмоций.
Рисование зимнего пейзажа, импонирующего настроению, помогает завершить интегрированный образ природы.
Занятие 2. Тема: Весна.
Продолжается работа по подбору эстетических аналогов к образу природы. Фантазии, отображенные в пластическом образе и на бумаге, ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Поэтому подбор эпитетов, образных выражений, соответствующих состоянию природы и эмоциональному состоянию детей, идет успешнее. Дети впервые узнают о том, что игра со словами – очень увлекательное занятие. Оказывается, март назван так потому, что природа в этот период времени словно потягивается, пробуждаясь от долгого зимнего сна: «Ма-а-а-арт».
Изучение фоносемантической оболочки слов – названий месяцев повышает интерес к звучащему слову, повышает учебную мотивацию в целом, т. к. превращает обучение в доступный и интересный процесс.
Занятие 3. Тема: Лето.
Целостный эмоциональный образ природы создается у детей по прежней схеме. Методическое модулирование одного материала ценно тем, что для детей это увлекательная игра: будто куклу переодевают в разные одежды. Грибной летний дождик вдруг превращается в веселую музыку, в теплые цвета красок, в радостный танец. На занятии дети овладевают короткими формами монолога в процессе рассказа о том, каким добрым качествам можно научиться у лета.
Занятие 4. Тема: Осень.
Продолжается работа по развитию навыка фоносемантического анализа слов. Вводится первый опыт этимологического анализа слов. Насыщенность занятия различными формами лексической работы определяется тем, что оно является одним из самых ярких по эмоциональной окрашенности, по насыщенности поэтическими отрывками, по количеству демонстрируемых работ художников-пейзажистов.
Занятие 5. Тема: Мы похожи на весну.
На этом занятии знакомство со стихотворением «Живой букварь природы» В. Орлова  подводит детей к открытию того, что человек может всему научиться у природы, даже терпению и дружбе. В процессе занятия дети подтверждают выводы поэта. Они соотносят состояние природы в разное время года с эмоциональным состоянием человека, используя картинный материал, рисуя схематичное изображение смены времени года и смены настроения человека.     
Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей в процессе второго программного цикла дает им возможность ярче проявить себя в творчестве, глубже осознать его, понять, что в искусстве человек выражает свои чувства, свои ощущения от восприятия окружающего мира; научиться понимать, дифференцировать свои личные эмоциональные ощущения.
3 цикл «Где скрывается любовь?» представлен 11 занятиями. На этом этапе работы у детей формируется нравственное сознание как взаимосвязь нравственных чувств и эмоций, нравственных знаний и нравственно направленного поведения.
Занятие 1. Тема: мир вокруг нас.
Используя слайды с пейзажной живописью, отрывки стихотворений, сюжет которых созвучен темам картин, фонограммы лирических мелодий, педагог проводит беседу о красоте окружающего мира.
Знакомство с экзотическим фруктом с помощью внешних органов чувств позволяет сделать выводы о том, что у человека есть важный орган чувств – сердце, с помощью которого он чувствует радость и любовь, царящие в мире.
Речевая работа направлена на развитие диалогической речи, короткого монолога в процессе анализа литературного произведения.
Занятия 2-3 Тема: человек – царь природы.
Происходит знакомство с понятиями «дом», «семья», формируется осознанное отношение к этим понятиям. Постепенно дети подводятся к осознанию того, что человек – это член большой земной семьи, и отношения в семье должны строиться на основе понимания, сопереживания, любви.
Обогащение, активизация словарного запаса, речемыслительной деятельности происходит в процессе беседы, просмотра и обсуждения содержания слайдов по теме «Семья», «Труд людей», анализа литературного произведения и рисунков детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год