Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе для детей с расстройством аутистического спектра. |
Дефектология | |||
Автор: Олешкова Елена Александровна | |||
08.10.2019 14:47 | |||
Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе для детей с расстройством аутистического спектра. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своём собственном мире. В настоящее время становится всё более понятным, что детский аутизм является не только проблемой детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не исчезают с годами. С каждым годом число детей, страдающих аутизмом увеличивается в геометрической прогрессии. К сожалению, не всегда вовремя таких детей видят педиатры и сами родители. Проходит некоторое время, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение, и коррекционная работа.
Особенности коррекционной работы с аутичным ребёнком. Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей. Так произошло, когда на базе нашего дошкольного образовательного учреждения была открыта группа для детей с расстройством аутистического спектра. Мы столкнулись с проблемами налаживания контакта с детьми и все признанные эффективные приемы обучения оказались неподходящими. Оказалось, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. Перед тем, как начать работу с ребёнком с расстройством аутистического спектра следует выделить ряд важных положений:
В начале работы необходимо познакомиться: просто быть рядом на некотором расстоянии от ребенка. Если ребёнок не отворачивался от нас, это уже хорошо. Когда ребенок привыкнет к нашему присутствию, мы осторожно пробовали подключиться к его играм, причем делали это ненавязчиво (подали ему необходимую деталь), тем самым обращали его внимание на своё присутствие. Мы не торопились вступать во взаимодействие. Наша цель — дать ребенку понять, что мы не помешаем ему играть, а наоборот, от нас может быть польза. На этом этапе все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий с аутичным ребенком. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет наше предложение поиграть немножко по-другому. Для налаживания эмоционального контакта с такими детьми особое место занимают сенсорные игры (те игры, которые дают ребёнку новые чувственные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, двигательные и вкусовые). Как только мы установили контакт с детьми, пришло время перейти к следующему этапу в работе с детьми с РАС – к этапу введения сенсорных игр: с красками, водой, со светом и тенями, со льдом, мыльные пузыри, с крупами, с пластическими материалами (пластилином, тестом, глиной), со звуками, игры с движениями и тактильными ощущениями (Тормошение, «догоню – догоню»). Обучение детей с расстройствами аутистического спектра направлено на облегчение социально – бытовой адаптации с помощью зрительной организации внешней среды. Поэтому в нашей группе мы пытаемся создать специальные условия и организовать предметно – пространственную среду где ребёнку будет комфортно. В нашей группе создан специальный режим, который предполагает посещение детского учреждения детьми в две смены. Дети первой смены с 7.00 и до 13. 00, дети второй смены с 10. 00 и до 15. 00. С 10 00 и до 13. 00 дети первой и второй смен находятся в саду вместе. В это время проводятся совместная прогулка, возвращение детей с прогулки, раздевание, проводятся занятия со всей группой детей, обед, т.е. происходит процесс социализации. В то же время для снятия эмоционального перенасыщения и напряжения дети не находятся вместе весь период в детском саду. В раздевалке расположено магнитное визуальное расписание видов деятельности в течение дня, которые посетить каждый конкретный ребёнок в группе. Сверху названия видов деятельности (занятия с дефектологом / логопедом, продуктивная деятельность, бассейн, музыка, физическая культура), слева фотографии детей с их именами. Родители совместно с детьми утром, приходя в детский сад заполняют режим дня для своего ребёнка, прикрепляя магниты на пересечении фотографии ребёнка с видами деятельности, которые будут в этот день. На двери в раздевалке организовано место для размещения фотографий детей, которые сегодня пришли в детский сад и педагогов, которые сегодня с детьми работают. В группе отведено место для размещения визуального расписания видов деятельности в течение дня. По данному расписанию дети видят, что было, что будет и что следует дальше. Красная стрелочка показывает на картинку, что происходит в данный момент. Визуальные картинки мы используем и при одевании и раздевании. У каждого ребёнка на шкафчике висят карточки с изображением одежды и надписью с её названием, в порядке одевания. Так же визуальное расписание при посещении туалета и мытья рук. В группе вся мебель и обстановка, говорит сама за себя. Здесь сосредоточено множество мест для комфортного уединения, мягкие мешки, модули, гамак. Одна из стен группы представлена в виде аллеи из разных по цвету, величине и на ощупь мешочками, наполненных разнообразным материалом: крупами, бумагой, шариками, и т.д. Напротив этой стены из мешочков расположен уголок для театра, закрытый полукругом из атласных ленточек разных по цвету. Игрушки в группе и кабинете специалистов расположены в прозрачных контейнерах. Дети видят их содержимое, берут необходимую для них коробочку, и обращаются к педагогам группы (взглядом, жестами, словами), тем самым вступают с нами в контакт. Таким образом, организация специальной среды даёт положительный результат в развитии детей с расстройством аутистического спектра.
|