Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина» |
Дефектология | |||
Автор: Кандалина Ольга Ивановна | |||
17.10.2015 19:17 | |||
Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина» Составила: учитель-дефектолог Кандалина Ольга Ивановна Тема: «Развитие сенсомоторики через формирование тактильности у детей дошкольного возраста с ЗПР» Сенсорное восприятие является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития, и процесса социальной адаптации. К сожалению, в последние годы наблюдается увеличение количества групп с задержкой психического развития (ЗПР). Широкая распространенность данной патологии и связанное с нею возникновение у детей многочисленных проблем, делает тему актуальной.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др. Но ранее существовавшие дидактические игры и упражнения строились на основе устаревших теорий сенсорного воспитания. Поэтому и возникла задача их пересмотра, отбора тех, которые соответствуют современным требованиям. Анализ практики показывает, что без специального коррекционного обучения восприятие у детей с ЗПР долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.). Большую роль чувственное познание играет в раннем и дошкольном детстве. От того, как оно складывается, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.). При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития у дошкольника с ЗПР проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Каменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. В данной работе применялись различные методы изучения и анализа литературных источников о проблеме развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР, проведен сравнительный анализ состояния сенсорного восприятия на начало и конец года. Применялись организационные методы – сравнительный и комплексный; количественный математико-статистический и качественный анализ. Также использовались методы индивидуального исследования, изучение документации, беседы с детьми; наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности; анализ продуктов детской деятельности. При использовании многофункциональной игры необходимо придерживаться следующих правил:
Игра-пособие «Волшебная картина» включает в себя: - пластмассовая основа 90см×50см -предметы различной длины, ширины, качества, цвета, формы. Цель игры – развитие сенсомоторики и тактильной памяти. Обучающий компонент игры поможет: – создать возможность развития у детей представлений о разнообразии формы, цвета, качества и т.д. – создать возможность для обогащения словарного запаса, образной и грамматической сторон речи, составлять и использовать в речи предложения с определениями. – систематизировать имеющиеся знания, – находить логические связи, выделять лишнее. Развивающий компонент окажет помощь в развитии: -памяти, мышления, воображения, любознательности, внимания и наблюдательности, речи и мелкой моторики. Воспитательный компонент поможет в воспитании чувства прекрасного. Яркость и красочность картины делают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей. Игра адресована детям, их родителям, воспитателям коррекционных групп, дефектологам, логопедам. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Игру можно использовать как в младшем возрасте, так и в старшем. С целью выявления особенностей сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР были предложены следующие задания: 1группа. Величина А. Различение длины и ширины предметов. Б. Выкладывание ряда предметов отличающихся по высоте. 2 группа. Форма А. Называние формы геометрических фигур. Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон. Б. Выделение отличительных особенностей геометрических фигур. 3 группа. Группировка предметов по цвету, величине и форме. 1 ВАРИАНТ Величина Цель: закрепить умение детей раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду. Игра №1. Различение длины и ширины предметов. Перед ребенком выкладывают длинный узкий серебристый лучик солнышка и короткую широкую зеленую ленту. - Посмотри, перед тобой два предмета. Они одинаковые или разные? (разные) - Чем серебристый лучик отличается от зеленой ленты? (они разного цвета) – А чем еще? (серебристый лучик длиннее зеленой ленты) – А чем зеленая ленточка отличается от серебристого лучика, кроме того, что они разного цвета? (зеленая лента шире, чем серебристый лучик) Игра №2. Выкладывание ряда предметов, отличающихся по высоте. Перед ребенком выкладывают три-пять различных по высоте (деревья, домики и т.д.) предметов. - Разложи эти деревья, начиная с самого высокого. Ребенок раскладывает.
2 ВАРИАНТ Форма Цель: закрепить умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, шар, куб и цилиндр, находить на картине предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры. Игра №1. Называние формы геометрических фигур. Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон. Игра «Форма и эталон». Перед ребенком раскладываются картинки с изображением геометрических фигур. - Назови фигуры, которые ты знаешь. _ Подбери к каждой геометрической фигуре предметы на картине, которые имеют такую же форму. Ребенок выполняет задание, по необходимости педагог оказывает стимулирующую помощь. Игра№2. Выделение отличительных особенностей геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают прямоугольник и квадрат, треугольник и круг. – Чем отличается прямоугольник от этих фигур? – Найди подобные на картине. Если ребенок затрудняется, то педагог нацеливает его на сравнение сначала с квадратом, затем с треугольником и кругом. 3ВАРИАНТ Группировка предметов по цвету, величине и форме. Цель: закрепить умение детей группировать предметы по характерным признакам. На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие). - Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие.
Возможна стимулирующая помощь педагога. – Чем похожи фигуры в этой группе? (форой, величиной). 4 ВАРИАНТ Развитие тактильной памяти. Что такое тактильная память? Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Цель: закреплять умение чувствовать разнообразие поверхностей. Игра №1. Для игры нам понадобятся 3-5 карточек с разной шероховатостью. Разложите карточки в ряд. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь. Перемешать карточки и по одной попробуйте на ощупь найти подобные на картине с закрытыми глазами. Игра №2. Возьмите картину, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, потрогайте все предметы. Затем уберите картину. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картине. Игра №3. Возьмите два координально отличающихся предмета. Закройте глаза и потрогайте их. Что вам напоминает их поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждому предмету, представьте себе, на что они похожи, фантазируйте. Нарисуйте на листочке, что они вам напоминают. Найдите подобные на картине. В начале года были следующие результаты: Таблица № 1 Уровень выполнения заданий Количество детей (%)
Итак, полученные данные указывают на необходимость коррекционной целенаправленной работы. Необходимо было учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое и др.) предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования дети учатся выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение), постепенно расширяя умение видеть большее количество свойств предметов; поверхность предметов и объектов может быть различной (мягкая, жесткая, шороховатая, колючая, гладкая, пушистая, теплая, холодная), материалы, из которых они сделаны (резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый). Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже. В конце года были следующие результаты: Таблица № 2 Уровень выполнения заданий Количество детей (%)
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: Во-первых, необходимо отметить успехи в развитии сенсорного восприятия у детей. Дети охотнее принимаются за выполнение заданий, опираясь на полученную базу знаний. Во-вторых, наблюдается расширение словарного запаса по таким лексико-понятийным разрядам, как качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и т.д.). В-третьих, увеличивается степень самостоятельности выполнения заданий, критичность. Таким образом, задача дальнейшего совершенствования чувственного опыта заключается главным образом в том, чтобы упорядочить и углубить восприятие, закрепить представления ребенка о предметах более сложной формы, строения, пространственных отношений, цветовой окраски, научить детей точной номенклатуре свойств, умению быстро вычленять нужные свойства и ориентироваться на них, сравнивать и группировать предметы по общим свойствам, соотносить их с сенсорными эталонами *
|