Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида. |
Дефектология | |||
Автор: Виктория Васильевна Искра | |||
21.02.2015 16:07 | |||
Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
Разделы программы:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более значимой. Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Проблема нашей школы «Исследовательская деятельность в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» Раздел 1. «Социализация и общение» Пояснительная записка к разделу I Воспитанники детских домов и школ-интернатов должны учиться защищать свои права . Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни. Курс занятий направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью. Полученные знания позволяют воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни. Социализация и общение включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка. Знакомство в ходе экскурсий с профессиями. Социализация(от лат. socialis общественный)процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов ,социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе. Задачи:
Программа включает в себя: 1. Занятия “Ты и закон” для детей с 7 до 17 лет:
2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, видеоматериалов). 3. Оформление уголка по правовой и юридической документации. 4. Социальная защищенность , охрана и защита имущественных прав детей(проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.) Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: Раздел II «Трудовое воспитание. Профессиональное самоопределение воспитанников». Пояснительная записка к разделу II. 1. Актуальность темы. Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным процессом, требующим поиска путей своей реализации. В литературе чаще ученые и педагоги-практики(Л.С.Выгодский, Л. В.Занков, А.М.Щербакова) поднимали проблему социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила успешно. Часть выпускников либо не работала совсем , либо работала не по своей специальности. Это было связано с особенностями психофизического развития ,а так же с состоянием обучения и воспитания. 2. Цель и задачи работы. Целью нашей программы являлся поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое воспитание и обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. В работе была выдвинута гипотеза: если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности(основной составляющей социальной адаптации)то, следовательно ,при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной. Исходя из цели и гипотезы, исследование было направлено на решение конкретных задач: изучить теоретические основы адаптивной системы трудового обучения детей с нарушениями интеллекта, разработанные на основе передового педагогического опыта и выявить достоинства и проблемы практики обучения. На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта рассмотреть специфику трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Провести анализ и разработать методические рекомендации по исследованию новой технологии обучения. Объектом исследования по указанной теме являлась система обучения В организации учебного процесса на уроках трудового обучения, способствующая социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Предметом исследования – изучение влияния психо - физических, психологических и физиологических особенностей детей с нарушениями интеллекта. 3. Методы исследования:
Анализ, сравнение, аналогия, систематизация, классификация полученных данных. С первого года обучения воспитанники в ходе экскурсий учатся делать выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым Ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения. Настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями. Цель программы: Отработка трудовых навыков, умений необходимых в жизни. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути. Задачи:
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
Раздел III «Творческое воображение» Пояснительная записка к разделу III Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Цель программы: Формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятия изобразительного искусства и развитие художественно творческих способностей. Задачи:
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: Основные требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям:
В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Работа с воспитанниками. Раздел IV “Культура поведения и общения” Пояснительная записка к разделу IV. Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности. Цель программы: Привитие навыков культуры поведения. Нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Задачи:
беседа-диалог, анализ художественных текстов, инсценирование, решение педагогических задач, творческие задания, игра сюжетно-ролевая и дидактическая, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная тематика занятий по «Творческому воображению» ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта . Занятия, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимы дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрические лото. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки. I полугодие I четверть 2класс
II четверть
IIполугодие III четверть
IV четверть
Список используемой литературы:
|