Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появилось в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма дефицита внимания без гиперактивности, которая проявляется более грубо.
Следует учитывать тот факт, что за последнее время возросло количество гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ) – 60-80% от общего количества (10 лет назад лишь 8-12%). Такие учащиеся отличаются невнимательностью, неспособностью сосредоточить внимание на деталях, они отвлекаются, не слушают обращённую речь, испытывают трудности при организации самостоятельных занятий, которые требуют длительных умственных усилий, неусидчивы и быстро истощаемы. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутить головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной расторможенности. Если же голова и тело такого ребёнка неподвижны, снижается уровень активности мозга. Для детей с СДВГ опасно любое возбуждение, даже радость (т.к. они не «выходят» из этого состояния, и всё заканчивается слезами). Если такой ребёнок переутомился, он не просто «выключается», у него, к тому же, напрочь «стирается» вся информация, полученная ранее в течение примерно получаса. В то же время, дети с СДВГ восстанавливаются после кратковременного отдыха, для которого подходят физкультминутки, а также упражнения, приведённые далее. Эти упражнения, не давая ребёнку утомиться в процессе выполнения заданий, служат развитию высших психических функций (память, внимание) и стабилизируют межполушарное взаимодействие, а также развивают мелкую моторику. Упражнения рекомендуется последовательно выполнять через каждые 5-15 минут логопедического занятия.
Упражнение №1, направленное на стабилизацию состояния (успокоение) гиперактивных детей. Находим точку на возвышении мягких тканей между большим и указательным пальцами (пальцы прижаты друг к другу, точка болезненна при нажатии). Массируем точку 20 раз по часовой стрелке и 20 раз против. Мальчики массируют левую руку, девочки – правую.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. Упражнения №2 и№3 помогают решать эту проблему. Упражнение №2 для улучшения памяти. Сначала складывают вместе большой и указательный пальцы и прижимают их друг к другу, выгибая. То же выполняют большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, для каждой руки по 20 раз. Затем кончиком большого пальца по 20 раз надавливают на основание каждого пальца руки с наружной стороны. Упражнение №3 для повышения внимания (при трудностях в восприятии учебного материала и потере сосредоточенности). Сожмите одну руку в кулак, ладонь другой руки выпрямите, пальцы сложите вместе. Средний и безымянный пальцы распрямлённой ладони подведите к основанию мизинца руки, сжатой в кулак, и быстрым движением поменяйте положение рук. Делайте это упражнение 10 раз для каждой руки. При смене рук энергично выдыхайте через рот. Необходимо добиться высокой скорости смены позиций.
В результате коррекции при помощи перекрёстных, разнонаправленных двигательных упражнений повреждённая ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети, что приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции. Решению этой задачи способствует следующее упражнение: Упражнение №4. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнув в ладоши, поменять положение рук.
Упражнения №5 для коррекции межполушарной симметрии. «Рисующий слон». Дети наклоняют голову к плечу, вытягивают вперёд руку и рисуют ею горизонтальную восьмёрку (10 раз). Затем наклонить голову к другому плечу и рисовать другой рукой.
Усложнение: упражнения 2,4,5 выполняются со слегка закушенным языком или с закрытыми глазами.
Упражнение№6 Энергетизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации, помогает сосредоточиться и настроиться на учёбу. Сделайте массаж в области вилочковой железы(на грудине под ключицами) в форме лёгкого постукивания 10-20 раз круговыми движенями .
У детей с СДВГ часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Если содержание коррекционного занятия не повторялось, то в голове у ребёнка может ничего не остаться. Для закрепления материала на уроке должен варьироваться один алгоритм или тип задания. Дети работают в разном ритме: кто-то ещё активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов «подключиться». Если в течение занятия варьируется одна и та же тема, то, в каком бы ритме ребёнок не работал, он всё время будет «встречаться» с ней. Тем самым повышается вероятность, что содержание урока будет усвоено. Для облегчения процесса запоминания какой- либо информации целесообразно во время выполнения упражнений №2, № 5, №6 проговаривать короткую аффирмацию (самовнушение), желательно в стихотворной форме. Например: « Я пишу старательно, грамотно, внимательно». «Я внимательно считаю, быстро всё запоминаю».
Данный приём открывает широкое поле деятельности для творческой личности педагога. А дети гораздо быстрее и эффективнее усваивают различную информацию.
Упражнение №7 (дыхательное упражнение Эверли) активизирует работу стволовых отделов мозга, снимает мышечное напряжение, ликвидирует ощущение тревоги, снижает частоту сердечных сокращений, энергетизирует мозг. Закрыть глаза, положить левую руку на область пупка, правую- под ключицы .Вообразить внутри себя, в животе, надувной резиновый шарик. На вдохе представлять, как воздух идёт вниз и надувает шарик( 2 -3 секунды), грудная клетка вслед за животом также поднимается при вдохе. На задержке дыхания(не более 2 секунд),повторять про себя фразу «Моё тело спокойно».Медленно выдыхать( 3-4 секунды), продолжая повторять установку. Если возникает головокружение, прекратить упражнение, а в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение выполняется не более 3-5 раз.
Практика показала, что выполнение данных упражнений предупреждает истощаемость детей, тренирует переключаемость, развивают память и внимание, а также мелкую моторику, что не только значительно повышает эффективность логопедических занятий, но и благотворно влияет на личность ребёнка. Используя на каждом коррекционном занятии несколько упражнений по своему усмотрению, педагог в доступной, мягкой форме оказывает адекватную помощь детям, имеющим проблемы в развитии, помогает перестроить неблагополучно сложившиеся формы стереотипов поведения, улучшить социальную адаптацию, развить речевые и коммуникативные навыки.
Библиографический список. 1.Бетенькова, Н. М. Орфография в рифмовках. /Н. М. Бетенькова. -М.: Новая школа, 1996- 67с. 2. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: Логопедический массаж/ И. В. Блыскина.- СПб.: Детство-пресс 2006.- 112с. 3.Мостовая. Л. И. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, проявления, коррекция/ Л. И. Мостовая.- Калуга.: КОИПКРО, Развитие системы специального образования: проблемы и перспективы.- 2008.-311с. 4. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике Сост. Поваляева М. А. /М. А. Поваляева.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006-349с. 5. Сиротюк. А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. /А. Л. Сиротюк.- М.: Сфера, 2008-123с. 6.Санри, Т. Японский пальцевый массаж / Т. Санри.- СПб.: Весь,2000.-213с.
|