Проект «Книжный мир Тамбова»
- М. Е. Волостных — воспитатель
- Т. Л. Денисова — воспитатель
- Н. В. Кузнецова — воспитатель
Цель проекта:
- формирование коммуникативной культуры и развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе
- повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий, познавательный.
Участников проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители, представители библиотек.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 по май 2023).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека.
По типу объекта проектирования: социальный.
Направление деятельности проекта: создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей дошкольного возраста, развивать речь, познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение.
Сроки проведения: сентябрь 2022 г. по май 2023 г.
Актуальность проекта: Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:
«Что читают родители» показал, что: — художественную литературу читают 23%.
Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку":
- каждый день – 80%
- 2-3 раза в неделю -14%
- не часто – 3%
- редко -3%.
Опрос детей в группах выявил, что:
- 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере
- 55% — большую часть времени смотрят телевизор
- только 15% детей назвали чтение любимым занятием.
Ни один ребенок не был в детской библиотеке.
Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.
Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению партнерских отношений с семьями.
Задачи проекта:
- повышение интереса детей к художественной литературе и компетентности родителей в вопросах художественного чтения детям
- поиск новых форм взаимодействия с социумом: библиотеками, социально-культурными организациями г. Тамбова
- реализация образовательного проекта учреждения: «Книжный мир Тамбова».
- создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме
- способствовать воспитанию бережного отношения к книге
- пробудить желание к чтению книг
- развивать коммуникативные умения детей
- развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки
- воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним
- активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
- Ребенок пополнит словарный запас, научится излагать ясно свои мысли, использовать в своей речи синонимы, антонимы, сравнительные обороты и т.д.
- Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их.
- Научится выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
- Ребенок научится самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки.
- У ребенка появится умение отбирать интересующую литературу.
- У детей и их родителей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной, познавательной литературы; культура речи.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к книге.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Участие родителей в совместной деятельности.
1. Методические продукты
- Создан проект «Удивительный мир книг», ориентированный на воспитанников подготовительной группы и их семьи
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя
- Разработан перспективный план работы
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»
Памятки: «Десять «почему» детям необходимо читать», «Советы юному читателю»
2. Информационно-практические продукты
- фотовыставка «Мой книжный уголок», презентация «История создания книги».
Социальный эффект
Родители:
- Поддерживают традиции семейного чтения
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства
- Сформированы нравственные качества ребенка
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой
8. Продукт проектной деятельности:
Книжки — самоделки, закладки для книг, памятки: 1. «Советы юному читателю»,
2. «Правила обращения с книгами», 3. «Десять «почему» детям необходимо читать»; новые книги; развлечение «Литературная викторина».
Этапы работы по проекту
1. Организационный этап
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Разработать перспективное планирование по работе с детьми.
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
- Обновить развивающую среду.
- Практический этап.
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
- Провести анкетирование, родительское собрание, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
- Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
- Обработать результаты реализации проекта.
- Оформить методические рекомендации родителям «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
- Провести презентацию проекта в ДОУ.
Перспективное планирование работы
Дата
|
Мероприятие
|
Форма проведения
|
Сентябрь
|
Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина
|
Экскурсия
|
|
|
|
|
|
|
Октябрь
|
Конкурс мини-книжек «Библиотечка – малышка»
|
|
|
|
|
Ноябрь
|
Экскурсия в библиотеку им, Н.К. Крупской
|
Экскурсия
|
Декабрь
|
Бседа «Библиотека у нас в гостях»
|
|
Январь
|
Web – проект «Наша любимая детская книжка»
|
Совместная деятельность
|
Февраль
|
Экскурсия в областную детскую библиотеку
|
|
Апрель
|
День открытых дверей «Книжный мир моего города»
|
.
|
май
|
Отчет
|
|
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
при реализации проекта
Дата
|
Мероприятие
|
Форма работы
|
Октябрь
2022
|
Акция
«Подари книгу детям»
|
Акция
|
Ноябрь
2022
|
Оформление в раздевальной комнате выставки
«Выставка подаренных книг»
|
Выставка
|
Декабрь
2022
|
Оформление папки передвижки «Читать книги - хорошая привычка»
|
Информация
|
Февраль
2023
|
Оформление рекомендаций для родителей .
|
Информация
|
Март
2023
|
Домашнее задание рисование с детьми на тему «Мои любимые сказки».
|
Совместная работа родителей с детьми
|
Апрель
2023
|
Консультация «Семья и книга»
|
Консультация
|
Май
2023
|
Родительское собрание
«Удивительный мир книги»
|
Собрание
|
|