Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» |
Учим Чтению | |||
Автор: Копкова Ольга Владимировна | |||
04.03.2023 09:44 | |||
Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Выполнила: Воспитатель Копкова Ольга Владимировна Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий. С внедрением телевидения, информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Работа с книгой включена в содержание общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш и др. Казалось, если все определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приемы, формы работы с дошкольниками использовать? Однако не так всё гладко, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые отрицательно влияют на достижение поставленных целей. Какие же это проблемы? Условно разделим их на внешние и внутренние. Внешняя проблема – это ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно исторического опыта и утрата его ценности. Исследования, проведенные Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г.Санкт Петербурга свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги в деятельности ребенка дошкольного возраста. Аудиовизуальные средства, по мнению исследователей, представляют готовый образец литературного героя, не требуя активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при слушании текста, когда надо самостоятельно воссоздать образ (О. Н. Сомкова). З.А. Гриценко, анализируя истоки и причины не чтения, констатирует факт, что теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению. Вторая проблема – проблема готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, начальные представления о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой. Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и дошкольное детство – первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, формируются интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и понимания художественной литературы. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребенок, владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но, возможно, уже потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших дошкольников Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечает: «В настоящее время каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным и не принужденным». Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка существенную роль играет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев:
Методы ознакомления с художественной литературой:
На выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) влияет жанр произведения и возраст дошкольников. При знакомстве дошкольников с художественной литературой прибегают к различным приёмам формирования полноценного восприятия произведения детьми:
В работе с детьми по художественному чтению вне занятий выделяются два направления:
Для повышения эффективности восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений педагог может использовать различные приемы:
В процессе работы над содержанием произведения целесообразно также применять различные приемы:
За время обучения в детском саду дети прослушают и перескажут огромное количество сказок, рассказов и стихов. Будущий маленький читатель во всем копирует взрослых. Если он видит, что воспитатель никогда не перегибает книгу, осторожно переворачивает страницы, а увидев мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам со временем становится защитником книги. Постепенно дети усваивают такие слова, как: переплет, обложка, страница, а несколько позже — корешок. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Иногда утром, когда дети приходят в детский сад, или во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке в лесу, в поле, «к случаю» воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Отдыхая на природе, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку. При чтении рассказа на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца. Также при рассаживании детей следует предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы помогут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание. Не следует, однако, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место в группе, где дети с интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно, опрятно и красиво (эстетичность оформления); место для книжного уголка должно быть отведено в спокойной части комнаты и хорошо освещено. В книжном шкафу хранятся книжки и картинки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из детских рисунков (тематических, декоративных). Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе с учетом тематического планирования. В старшей группе наряду с уголком книги следует иметь библиотечку детских книг, расположенную по темам. Старшие дети имеют возможность в определенное время брать книги, приучаются пользоваться ими аккуратно; перед выходным днем они могут брать книги на дом. Это углубляет их интерес и любовь к книге и художественному слову, содействует воспитанию культурных навыков. Крайне важным условием в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Формы общения могут быть различными. Занятия по детской литературе дошкольном учреждении всегда должно быть открытым для родителей. Это поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка.
|