Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ смысловому чтению |
Учим Чтению | |||
Автор: Дубровина Елена Владимировна | |||
15.06.2022 11:04 | |||
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ смысловому чтению Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума. Н. Карамзин За последнее время статус чтения, отношение к нему в обществе изменилось. Люди стали меньше читать художественные тексты. Поэтому разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Данный документ ставит цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, одной из которых является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Задачей педагога является развитие общеречевой подготовки детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. Эти дети в значительной степени отстают от развития детей с нормальным интеллектом. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи. Нормальный ребёнок в дошкольном возрасте интенсивно накапливает сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Ребёнок с ОВЗ затрудняется самостоятельно получить сведения, его наблюдения поверхностны, он не вникает в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта. Для развития ребёнка с ОВЗ общение со взрослыми приобретает ещё большую значимость, чем для нормального ребёнка этого же возраста. Нормальный ребёнок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и различия, делает обобщения, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Ребёнок с ОВЗ, без помощи взрослого, затрудняется правильно и отчётливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья). как правило обучаются по индивидуальной программе, имеют инвалидность. Программный материал усваивают с трудом. Такие дети быстро утомляются, работоспособность низкая, внимание неустойчивое. Продуктивность и целенаправленность работы небольшая, после чего начинают проявляться симптомы утомляемости, отвлечения. Объем памяти невелик, требуется смена деятельности и отдыха. Самоконтроль низкий. При выполнении задания требуется постоянная помощь педагога. Используемые принципы работы с детьми с ОВЗ по обучению смыслового чтения:
Дети с ОВЗ должны научиться: Выделять фамилию автора и заглавие произведения Сравнивать разные произведения. Понимать содержание прочитанного, уметь отвечать на поставленные вопросы. Уметь найти место в тексте на поставленный вопрос, кратко пересказывать прочитанное Находить главных героев произведения, оценивать их поступки. Но прежде педагогу необходимо с раннего возраста начинать работу над значением каждого слова, фразы, предложения, не большого текста. Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Работа с чистоговорками: У-у-у-губы хоботком тяну. Са-са-са — в лесу бегает лиса. Работа со скороговорками: Пушистая кошка на солнышке сушит 9. Выделение голосом одного из слов в предложении: НАША Таня громко плачет Наша ТАНЯ громко плачет. Наша Таня ГРОМКО плачет. Наша Таня громко ПЛАЧЕТ. 10. Чтение предложений разные по интонации: Наша Таня громко плачет. 11. Развитие мелкой моторики рук. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на занятиях по художественно – эстетическому воспитанию. (Лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом). Также проводятся во всех режимных моментах пальчиковые игры. Для Детей с ОВЗ эти занятия являются важными ещё и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции. Для развития мелкой моторики используются следующие методы и примы:
Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.
|