Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Чтение как средство обогащения словаря дошкольников
Учим Чтению
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна   
14.07.2021 15:44

Чтение как средство обогащения словаря дошкольниковЧтение как средство обогащения словаря дошкольников

Проблема обогащения словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

 

Формирование и обогащение словаря детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач в общей системе работы по речевому развитию в дошкольной образовательной организации. Это подтверждается также тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные сходные понятия в контексте изучаемой проблемы ( «развитие словаря», «становление словаря», «обогащение словаря»).

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально ‒ закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Становление словаря рассматривается как формирование определенного лексического запаса, означающего элементы присваиваемой ребенком культуры ‒ материальной, умственной, соционормативной.

Обогащение словаря детей — это процесс усвоения тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.) [5, с.145].

Таким образом, данные понятия не являются полностью тождественными, хотя и обладают определенными схожими характеристиками.

Важность обогащения словаря детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами: если запас слов растет медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они будут прибегать к невербальным средствам общения, что может затруднить процесс эффективной коммуникации. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка говорить, не вникая в смысл слов. Вышеперечисленные особенности негативно отражаются на развитии мышления [5, с.145].

Своевременное обогащение словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Словарь дошкольников в лингвистической науке традиционно подразделяется на активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. В активный словарь входит общеупотребительная лексика. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет либо потому, что не возникали соответствующие ситуации, либо из-за неразвитого механизма поиска слова [5, с. 125].

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях [2, с.103].

Обогащение словаря у дошкольников обусловлено рядом факторов:

  1. внутренних (желание и потребность овладевать родным языком для получения, трансляции информации, стремление номинировать предметы, объекты окружающей среды, соблюдение определенной последовательности фаз развития);
  2. внешних (погружение детей в развивающую речевую среду; включение словарной работы в интегрированную образовательную среду; методическое сопровождение развития словаря дошкольников с учетом различных форм, методов и приемов организации словарной работы в образовательной среде дошкольной образовательной организации, внедрение инновационных технологий развития словаря). М.М. Алексеева выделяет следующие методы обогащения словаря:
  3. методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
  4. методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач [1, с.350].

Основными источниками обогащения словаря в рамках моей работы являются:

  • наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей в т.д.);
  • участие в различных видах деятельности (познавательная, игровая, исследовательская, коммуникативная);
  • общение со взрослыми и сверстниками;
  • речь взрослых (дети заимствуют у взрослых слова в их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат);
  • художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников. Художественная литература позволяет продуктивнее ообгащать словарь дошкольников, поскольку способствует развитию активного и пассивного словаря детей, обогащает бытовой, природоведческий и обществоведческий словарь детей, побуждает детей интересоваться смыслом слова, совершенствует умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, помогают детям осваивать выразительные средства языка [6, с. 23].

В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок [4, с.334].

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности [1, с.351].

Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями [3, с.10].

Таким образом, ознакомление с литературой позитивно влияет на обогащение словаря дошкольников. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности [7, с. 34].

Чтение как часть занятия по развитию речи может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы по теме осуществляется чтение стихов, загадывание загадок); чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) [1, с.359].

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения и, как следствие, обогащение словаря дошкольников. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др. [1, с.360].

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Наша работа по обогащению словаря дошкольников средствами художественной литературы строится в несколько этапов. На первом этапе мы знакомим детей с различными жанрами художественной литературы, их базовыми признаками. На втором этапе дети знакомятся с содержанием произведения посредством различных форм, методов и приемов: рассматривание книжных иллюстраций (также иллюстраций разных авторов к одному произведению и их сравнение), словесное рисование, заучивание отрывков наизусть. На данном этапе посредством используемых педагогических приемов (беседа; инсценирование, творческий пересказ с иным окончанием) у детей формировались умения выражать впечатления от литературных произведений.

На третьем этапе осуществляется формирование у детей навыков осознанного и эмоционального восприятия текстов и способности отражать их в своей речи в качестве развернутого высказывания.

При работе с литературным произведением нами используется ряд приёмов, способствующих обогащению словаря дошкольников:

  1. Повторное чтение отрывков из текста. Так ребёнок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
  2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
  3. Подбор определений к персонажам (событию, явлению, предмету). Можно использовать игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса), «Придумай похожие слова».
  4. Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мУка — мукА), а порой и различный контекст (собачий хвост — собачий характер).
  5. Объяснение этимологии слова. В литературных произведениях присутствует множество слов, происхождение которых необходимо разъяснять детям.

Нами используются творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Следует заметить, что возможно существуют и другие возможности художественной литературы, при которых обогащение словаря дошкольников будет более эффективным. Работу над поиском возможностей художественной литературы в обогащении словаря дошкольников следует продолжать.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  3. Долженко Л. В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 3. — С. 6 — 19.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб: Питер, 2013. — 464 с.
  5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для вузов / Н.А. Стародубова. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2007. — 255 с.
  6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: Сфера, 2003. — 112 с.
  7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Владос, 2004. — 288 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год