Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Учим Чтению
Автор: Уразбаева Е. С.   
09.12.2020 04:14

Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Подготовила воспитатель: первой квалификационной категории Уразбаева Е.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 60 «Детский сад присмотра и оздоровления «Дружная семейка» г. Альметьевск, 2020 г

Дошкольное детство – незабываемый отрезок в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живёт ребенок. Такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а так и с помощью чтения художественной литературы. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Ведь в простой детской сказке содержится все самое нужное, и самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если это богатство он воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Ведь в настоящее время всё чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению, как к взрослым, так и близким людям, но и друг к другу. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, а под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр и телевизионных передач у ребенка искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости.

 

Позитивная социализация ребенка, освоение детьми культурного пространства человеческой жизни – миссия дошкольного образования. В культурном обществе чтение – одна из основополагающих коммуникативных практик, объединяющих общество, ибо чтение на порядок расширяет круг нашей коммуникации, вводя в него множество отобранных самой культурой» собеседников.

Чтение детям книги выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка особой «культурной практикой». Суть ее состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. А в сочетании всех традиционных культурных практик (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, чтении детям художественной литературы) происходит репрезентация и моделирование реальности, развитие ребенка как инициативного деятельного субъекта.

Чтение способствует формированию целостной картины мира, развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, интегрировано решая задачи социально – личностного, художественно – эстетического и познавательно – речевого развития. Дети учатся взаимопониманию, умению высказывать свое мнение и слушать друг друга, чтение художественной литературы содействует мировоззренческому и нравственному становлению ребенка, воспитывает чувства любви и уважения не только к своей Родине, но и способствует присвоению ценностей добра и зла, заботы, любви, верности и справедливости.

Благодаря произведениям художественной литературы перед детьми раскрывается мир человеческих чувств, вызывая интерес не только к личности, но к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение не только близких, но и окружающих его людей. Расширяется кругозор, познавательные интересы, формируется культура размышления и творческого самовыражения.

Книга выступает, прежде всего, как феномен культуры. В основе содержания работы с художественной литературой в дошкольном возрасте лежит, в первую очередь, формирование у детей интереса к книге, привычки потребности в чтении. Только книга содержит в себе возможность «живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания — и в этом ее главная ценность с позиции ребенка. Важно создавать условия, чтобы ребенок мог самостоятельно выразить свое понимание и отношение к литературным героям и описанным событиям, поиграть со словом рифмой. Ежедневное чтение становится одним из ритуалов детской жизни. Круг детского чтения составляют стихи, рассказы, сказки, народных и авторских, поэтических и прозаических. Через художественные произведения в детскую память и обращение входят образы, сюжеты, речевые формы, происходящие из народных волшебных сказок, поэтического фольклора, классических произведений российской литературы, таким образом, в ребенке формируется отечественная культурная ментальность.

Важно читать детям не только отдельные короткие тексты, но и циклы рассказов об одних и тех, же героях, и произведения большого объема, например, сказочные повести, позволяющие вспоминать уже прочитанное, ждать продолжения, прогнозировать и обсуждать. Художественная литература становится основой для творческой деятельности детей – размышлений, придумывания историй, игровых сюжетов, создания интересных образов в рисовании, лепке и др. Активные формы присвоения литературного содержания приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на их общее развитие.

Таким образом, книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует. Поэтому, в духовно – нравственном воспитании дошкольников художественная литература играет важную роль. Она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, расширяет духовно – нравственный интеллектуальный кругозор ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год