Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» |
Учим Чтению | |||
Автор: Уразбаева Е. С. | |||
09.12.2020 04:14 | |||
Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» Подготовила воспитатель: первой квалификационной категории Уразбаева Е.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 60 «Детский сад присмотра и оздоровления «Дружная семейка» г. Альметьевск, 2020 г Дошкольное детство – незабываемый отрезок в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живёт ребенок. Такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а так и с помощью чтения художественной литературы. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Ведь в простой детской сказке содержится все самое нужное, и самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если это богатство он воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Ведь в настоящее время всё чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению, как к взрослым, так и близким людям, но и друг к другу. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, а под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр и телевизионных передач у ребенка искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости.
Позитивная социализация ребенка, освоение детьми культурного пространства человеческой жизни – миссия дошкольного образования. В культурном обществе чтение – одна из основополагающих коммуникативных практик, объединяющих общество, ибо чтение на порядок расширяет круг нашей коммуникации, вводя в него множество отобранных самой культурой» собеседников. Чтение детям книги выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка особой «культурной практикой». Суть ее состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. А в сочетании всех традиционных культурных практик (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, чтении детям художественной литературы) происходит репрезентация и моделирование реальности, развитие ребенка как инициативного деятельного субъекта. Чтение способствует формированию целостной картины мира, развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, интегрировано решая задачи социально – личностного, художественно – эстетического и познавательно – речевого развития. Дети учатся взаимопониманию, умению высказывать свое мнение и слушать друг друга, чтение художественной литературы содействует мировоззренческому и нравственному становлению ребенка, воспитывает чувства любви и уважения не только к своей Родине, но и способствует присвоению ценностей добра и зла, заботы, любви, верности и справедливости. Благодаря произведениям художественной литературы перед детьми раскрывается мир человеческих чувств, вызывая интерес не только к личности, но к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение не только близких, но и окружающих его людей. Расширяется кругозор, познавательные интересы, формируется культура размышления и творческого самовыражения. Книга выступает, прежде всего, как феномен культуры. В основе содержания работы с художественной литературой в дошкольном возрасте лежит, в первую очередь, формирование у детей интереса к книге, привычки потребности в чтении. Только книга содержит в себе возможность «живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания — и в этом ее главная ценность с позиции ребенка. Важно создавать условия, чтобы ребенок мог самостоятельно выразить свое понимание и отношение к литературным героям и описанным событиям, поиграть со словом рифмой. Ежедневное чтение становится одним из ритуалов детской жизни. Круг детского чтения составляют стихи, рассказы, сказки, народных и авторских, поэтических и прозаических. Через художественные произведения в детскую память и обращение входят образы, сюжеты, речевые формы, происходящие из народных волшебных сказок, поэтического фольклора, классических произведений российской литературы, таким образом, в ребенке формируется отечественная культурная ментальность. Важно читать детям не только отдельные короткие тексты, но и циклы рассказов об одних и тех, же героях, и произведения большого объема, например, сказочные повести, позволяющие вспоминать уже прочитанное, ждать продолжения, прогнозировать и обсуждать. Художественная литература становится основой для творческой деятельности детей – размышлений, придумывания историй, игровых сюжетов, создания интересных образов в рисовании, лепке и др. Активные формы присвоения литературного содержания приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на их общее развитие. Таким образом, книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует. Поэтому, в духовно – нравственном воспитании дошкольников художественная литература играет важную роль. Она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, расширяет духовно – нравственный интеллектуальный кругозор ребенка.
|