Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой |
Учим Чтению | |||
Автор: Клименко Марина Александровна | |||
30.04.2020 21:52 | |||
Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой С самых малых лет родители знакомят ребенка с художественной литературой, тем самым развивая интерес ребенка к книге. Заинтересованность книгой проходит в несколько этапов. Поначалу малышу интересно перелистывать странички, рассматривая иллюстрации в книге, слушать чтение взрослого. Если ребенку понравилась картинка начинает возникать интерес к тексту художественного произведения. Одной из самых главных особенностей восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста выступает сопереживание героям. Сопереживание носит весьма активный характер. Дошкольник переносит себя на место героя, мысленно совершает действия по ходу произведения, борется с врагами героев. Художественные произведения, в первую очередь раскрывают перед дошкольником смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие. В научных трудах посвященных исследованию детского творчества отмечается, что ребенок никогда не сможет сочинить собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Но совсем не каждый дошкольник сможет сочинить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый ребенок может понять авторскую мысль художественного произведения и зачастую затрудняется ответить на вопросы о содержании прочитанного. Для решения данной проблемы следует проводить в ДОУ целенаправленную методическую работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Опираясь на особенности восприятия дошкольников, ставятся следующие задачи по ознакомлению их с художественной литературой:
Основная задача детского сада заключается в том, чтобы подготовить ребенка дошкольника к долговременному образованию, которое начинается в детском саду и продолжится в школе. Детский сад может дать достаточно богатый литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица...). В детском саду дети знакомятся с русской и зарубежной классикой, с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского, братьев Гримм, Г.Х Андерсена и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. Ключевыми методами ознакомления ребят с художественной литературой выступают следующие:
Методика проведения ООД (организованной образовательной деятельности) по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа ООД, содержания литературного материала и возраста детей. В ходе организованной образовательной деятельности можно выделить три части:
При проведении ООД требуется соблюдать ряд условий, а именно спокойная обстановка, чёткая организация детей, соответствующая эмоциональная атмосфера. Перед чтением можно провести краткую вводную беседу, которая подготовит детей к восприятию художественного текста, свяжет их опыт или текущие события с темой произведения. В ознакомительную беседу можно включить такие элементы как: короткий рассказ о писателе, вспомнить другие книги, написанные данным автором, с которыми уже познакомились дошкольники. Если предварительная работа была проведена воспитателем ДОУ правильно, дети будут готовы к восприятию художественного текста. Усилить интерес к художественному произведению возможно при помощи загадки, стихотворения, картинки. Следующим шагом в работе является оглашение названия произведения, его жанра (рассказ, сказка или стихотворение) и имя автора, написавшего данное произведение. Необходимо помнить, что полноценное восприятие художественного текста будет возможно только после объяснения дошкольникам незнакомых слов. Важно запомнить, что объяснять необходимо только значения тех слов, без понимания которых понять основной смысл произведения становится невозможным. Объяснить незнакомые слова можно разыми способами, например, подставить другое слово во время чтения рассказа или сказки, подобрать синоним (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); произносить слова или словосочетания воспитатель может до чтения художественного текста. Эмоциональное прочтение текста с выражением, интерес и мастерство самого воспитателя, эмоциональный контакт с дошкольниками увеличивает шансы воздействия художественного слова на детей. При чтении лучше не отвлекать детей от восприятия текста вопросами, замечаниями касающихся поведения ребят, зачастую будет достаточно повысить или понизить голос или сделать паузу. Переходить к беседе о прочитанном следует только после небольшой паузы, так как дети находятся под впечатлением от услышанного и им необходимо время, чтобы осознать текст произведения. Некоторые ученые выдвигают предположение, что будет правильнее поддержать детские переживания, а анализ произведения произвести при повторном чтении. Разговор, который будет начат по инициативе воспитателя, будет неуместен, так как испортит впечатление от прочитанного. Можно задать вопрос: «Понравилась ли сказка?», и подчеркнуть, например: «Хорошая золотая рыбка, как она сумела помочь?». В конце ООД можно повторно прочитать произведение (если оно короткое) и рассмотреть иллюстраций, которые расширят понимание текста, уточнят его, полнее раскроют художественные образы. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника – научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, формирующая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Таким образом, при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой применяются различные приемы и методы формирования целостного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
|