Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре |
Учим Чтению | |||
Автор: Костина Галина Алексеевна | |||
20.04.2020 09:57 | |||
Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга Автор: Костина Галина Алексеевна, воспитатель «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В.А. Сухомлинский. «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский. «Читайте детям не нотации, а книги». Г.Остер. Актуальность. Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книги, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО), иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир! Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы. Например: Организация книжных уголков, «книжных больниц»; Создание мини-музеев детской книги; Организация экскурсий в библиотеку; Проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д. Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку». Что же такое «сторисек»? «Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй» Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста. Классическое наполнение «Мешка историй»
Работая с этим методом, я поняла, что содержимое мешка зависит от произведения, с которым мы хотим познакомить детей, от их возрастных особенностей и, конечно, от фантазии и творческих способностей детей и педагогов. За время работы с этим методом классическое наполнение «сторисек» дополнялось:
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме. Задачи:
Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов. Подготовительный этап
За время работы с этим методом стало понятно, что удачной формой является изготовление «Волшебного мешка» совместно с воспитанниками. Его можно украсить пуговицами, бисером можно вышивать имена воспитанников приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. 3. Подготовка компонентов для наполнения мешка. Основной этап. Это непосредственная работа с мешком историй.
Завершающий этап:
За время работы с этим методом мы изготавливали закладки, рисовали обложки, создавали новые иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, делали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки. Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй мы передаем в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения. Знакомя детей с произведением по методу «сторисек» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО. Работа с родителями. Родители воспитанников привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. Совместно с родителями воспитанники оформляют свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями. В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.
|