Кризис детской литературы XXI века в тезисах |
Учим Чтению | |||
Автор: Маркушина Людмила Александровна | |||
14.02.2020 11:44 | |||
Кризис детской литературы XXI века в тезисах Маркушина Л.А. - Под влиянием развала СССР и образования новых государств происходит сдвиг общественного сознания, что оказывает определенное влияние на развитии детской литературы и литературы вообще. - Недостаток научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чреват тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. - Проблемой является недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы. - Дефицит качественной детской периодики.
- Современные писатели в своих произведениях пытаются показать новые реалии, что требует нестандартных подходов. Героями произведений становятся персонажи, которые еще вчера считались людьми недостойными находиться в обществе. - Одна из примет современной детской литературы, описание взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Это обусловлено в современных условиях, когда бешеный ритм жизни не всегда предоставляет возможность взрослым на общение с детьми. - Такие жанры как детская фантастика, фэнтези и детский детектив в современной детской литературе стали наиболее читаемыми среди подростков. - Больший дефицит в поэтических книгах для подростков. Если стихов для малышей предостаточно, то поэзии, которая волнует душу двенадцати — четырнадцатилетнего человека, почти нет. - Проблема нынешнего времени также и в том, что дети с каждым годом читают все меньше и меньше. Компьютеры, круглосуточные детские кабельные каналы стали настоящими соперниками детской книги. - Литература для детей — явление достаточно специфичное. Она долго и сложно отделялась от «большой» ( «общей») литературы, а также от литературы учебной. Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт ее «специфики», обособления ее в некую самостоятельную область. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности; о том, чтобы в мир ребёнка не вторгались все те взрослые аспекты, которые изображаются в книгах для старшего поколения.. Но было бы и неправильным полагать, что детская литература должна сводится лишь к сказкам, фантастике и цветным журналам. - Детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. - Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня дети и подростки ориентируются далеко не на лучшую, но «модную» в их среде продукцию; увеличивается ориентация детей и подростков на журналы с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера. Журналы направленные на познавательное, психологическое, педагогическое, литературное развитие, выпускаются в достаточно малых тиражах. - Существует ещё одна не менее важная проблема, связанная с судьбой начинающего детского писателя. Проблема состоит в том, что периферийному автору сложно стать известным и знаменитым, тем более, что в данный момент, детская литература не пользуется должным спросом. К тому же в региональных издательствах книги выходят малыми тиражами, которые в принципе не могут охватить всю Россию. Особенно сложно издаваться детским поэтам новичкам, еще не получившим широкого признания. Детский писатель должен не просто найти способ издать свою книгу, но и привлечь к ней читателей, а сделать это весьма сложно, ведь в отличие от журналов, которые завлекают детей рисунками и картинками, внутреннюю часть книги сразу не постичь. - Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное – от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм, до написанного в советское время. В переиздании классики, несомненно, много плюсов, однако многие тексты устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, изменилась сама идеология. В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком. - Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. Издание детской книги требует больших по сравнению со многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Многие люди, из — за недостаточного количества материальных средств, вынуждены ограничивать себя в приобретении детской литературы. - Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. Но в условиях снижения финансирования книгоснабжения, ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. У детей недостаточно разнообразный выбор книг в библиотеке, а предложенные экземпляры давнишнего срока скучны и пресны. Таким образом, по-прежнему сохраняется свое право на чтение. Проблемы качества детской литературы исключительно важны. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, формирует образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
|