«Библиотека в дошкольной образовательной организации как форма взаимодействия с родителями (законными представителями)» |
Учим Чтению | |||
Автор: Петренчук Евгения Вадимовна | |||
03.02.2020 01:18 | |||
«Библиотека в дошкольной образовательной организации как форма взаимодействия с родителями (законными представителями)» Широкое распространение аудио, видео, компьютерных и других электронных устройств стало одной из причин угасания интереса к традиционной книге. Большая привязанность детей к электронному миру приводит к низкому уровню развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и часто нравственных устоев. Изучая опыт работы педагогов — практиков, наше внимание привлекла одна из публикаций о нестандартном методе приобщения дошкольников к литературе, а именно опыт детского сада №76 «Звездный» г. Смоленска в создании детской библиотеки. Данный метод заинтересовал и наш коллектив. В результате в дошкольном учреждении была создана творческая группа в составе 5 человек для реализации работы: «Библиотека в ДОО как форма взаимодействия с родителями». Нашей целью стало формирование у родителей и детей дошкольного возраста с ОВЗ интереса к чтению детской литературы в домашних условиях посредством библиотеки в ДОО. Развитие и образование маленькой личности не может происходить без знакомства с литературным материалом. Задачи педагогов и родителей – оказать помощь детям в правильном выборе источников информации, повысить среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека». Взрослые могут помочь им открыть удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Нужно построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, чтобы он имел возможность каждодневно общаться с книгой, развивать свои литературные интересы. В начале учебного года наша творческая группа составила план работы, он состоял из трех этапов — подготовительный, основной, итоговый. На подготовительном этапе мы провели анкетирование родителей и сделали анализ анкет, определили месторасположение будущей библиотеки «Теремок для книг». На этом этапе работы, оснащение библиотеки осуществлялось с привлечением педагогов и родителей детей, посещающих наше учреждение. Со своими воспитанниками мы посетили филиал библиотеки №13 им. Ф.М. Достоевского. Заведующая библиотекой провела ознакомительную экскурсию, познакомила детей с библиотечным фондом, с работой читального зала. Ребята с большим интересом рассматривали книги и журналы, также узнавали правила поведения в библиотеке. Мы провели экскурсию для родителей (законных представителей) по библиотеке. Познакомили с графиком ее работы, с книгами, с формулярами и с тематическими комплектами. Нами были разработаны к большинству книг тематические комплекты, которые представляет собой серию заданий по содержанию книги.
Прежде чем наша библиотека начала функционировать, мы изготовили формуляры на каждого ребенка подготовительных и старшей группы. В них родители под роспись записывали, какую книгу они берут домой. Книги выдавались на две недели. Имеющиеся книги, мы рассортировали по жанрам: сказки, рассказы, рассказы о животных. На каждой книге, в зависимости от жанра, есть свой шифр, у нас это круг, так детям легче понять будущее условное обозначение книги. Зеленый круг – рассказы о животных, красный – сказка, желтый – басня и т.д. На каждую группу мы изготовили экран «Читай — ка». Здесь педагоги, напротив фамилии ребенка наклеивает круг, соответствующий выбранной книге. Основной этап работы творческой группы был направлен на создание библиотеки в дошкольной организации и на работу с родителями воспитанников. В октябре 2018 года, у нас состоялось открытие библиотеки нашего детского сада «Теремок для книг». В этот день прошел Праздник книги, в котором дети приняли активное участие. Ребята с удовольствием в игровой форме помогали Знайке найти и расколдовать исчезнувшие книги в царстве волшебника Лодыриуса, расшифровывали телеграммы почтальона Печкина и отгадывали литературные загадки. На Праздник книги была приглашена заведующая библиотекой имени Ф.М. Достоевского Блохина И.В., которая подарила нам закладки, разделители для книг и книгу о Ярославле. С помощью экранов «Читай-ка» подводили итоги «Самая читающая семья» года. В настоящее время фонд библиотеки продолжает пополняться, не первый раз реализуется акция «Подари книгу детскому саду». Мы считаем, что работа с дошкольниками в библиотеке ориентирована на общее развитие ребенка. Дети по-разному проявляют интерес к книге, у них отличается уровень восприятия, понимания текста. В целях поддержания интереса к книге, в нашей библиотеке мы используем самые разнообразные формы и методы работы: беседы, книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, просмотр мультфильмов, презентаций. Таким образом, функционирование в МДОУ библиотеки «Теремок для книг» способствовало активизации работы педагогов и родителей по приобщению ребёнка к чтению, а также развитию и поддержанию устойчивого интереса к художественной литературе. Петренчук Евгения Вадимовна, учитель – дефектолог МДОУ «Детский сад №87» Серебрякова Татьяна Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №87»
|