Проект «Путешествие в сказку» |
Учим Чтению | |||
Автор: Бирюкова М.В., Наумова И.М. | |||
08.09.2017 21:12 | |||
Проект «Путешествие в сказку» Авторы проекта: Бирюкова М.В., Наумова И.М., МБДОУ №160, средняя группа, г. Иваново. Актуальность проекта: В наше время детям стали меньше читать, меньше уделять внимания работе с книгой, если еще 10 — 20 лет назад книга была основным источником знаний, как для детей, так и для взрослых, то сейчас родители занимаются «зарабатыванием» денег и дети вынужденно заменяют книгу телевизором, компьютером, играми в различные приставки. Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время мы видим возрастающее количество детей с дефектами речи, скудным словарным запасом. Поэтому на современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания – это один из наиболее важных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывают возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Сказочные истории не только веселят и развлекают, они помогают детям в трудные минуты жизни: когда они печальны, напуганы или смущены. Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй. Они любят рассматривать и перелистывать страницы книги, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов повторяя некоторые знакомые фразы. Они начинают чувствовать в себе единение с миром книг и постепенно становятся уверенными читателями. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную речь детей, обучают логически мыслить, развивают образное мышление и фантазию маленького человечка. Вместе с тем театральная деятельность вносит разнообразие в жизнь детей, дарит им радость, дает возможность эмоционально раскрепоститься и духовно обогатиться, именно поэтому сказка и театр неразрывно связанны друг с другом и совмещены в нашем проекте. С помощью всего этого мы выполняем основной принцип дошкольного обучения: играя – учись. Цель: прививать детям любовь к русским народным сказкам, совершенствовать эстетические, математические и речевые способности по средствам русской народной сказки. Задачи:
Участники проекта: Дети средней группы: участвуют в различных видах деятельности (познавательной, игровой, практической); Воспитатели: осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме; организуют деятельность детей и родителей; помогают в постановке и инсценировке сказок; обустраивают предметно – развивающую среду; организуют музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок. Тип проекта: творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (с 3.04. 2017 по 31. 05. 2017года) Проект осуществляется через образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Этапы работы проекта: 1. Этап – подготовительный;
2. Перспективное планирование работы (план мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта):
Путешествие в сказку. Цель: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством, театральной деятельностью; познакомить детей с героями сказки «Заячья избушка», уделить особое внимание интонационной стороне и выразительности речи. Задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы полными, развернутыми предложениями; учить детей рассуждению на поставленный вопрос и путем выстраивания логической цепочки находить наиболее подходящий ответ; учить детей узнавать сказку по героям; развивать связную речь, воображение, логику, творческие способности детей; умение работать в подгруппах; воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать чувство ответственности и дружеские взаимоотношения, готовность придти на помощь при необходимости. 3. Путешествие в театр. Цель: учить детей обыгрывать сказки, передавать эмоциональное состояние героев сказки, создавать условия для активного общения детей со сказочными героями и друг с другом. Задачи: учить понимать и изображать эмоции, используя различные средства выразительности: жесты, мимику; совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать дикцию; способствовать проявлению самостоятельности и активности; развивать представление о различных чертах характера, изображать и совершенствовать пластику движений; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать умение выражать эмоции и показывать их другим; воспитывать чувство ответственности, дружеское отношение; готовность придти на помощь; прививать любовь к устному народному творчеству. 4. Викторина по сказкам Цель: формирование интереса к художественным произведениям. Задачи: формировать и актуализировать знания детей о сказках, воспитывать любовь к сказке, желание рассказывать любимые моменты сказок; способствовать развитию быстроты реакции, сообразительности, находчивости; развивать речь у детей; обучать точно отвечать на вопросы поставленные воспитателем; развивать творческие способности детей; помочь детям преодолевать застенчивость, вырабатывать самостоятельность; возбудить интерес и желание работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей, быть выдержанным.
3. Подведение итогов по проделанной работе. 4. Презентация проекта. Предполагаемый результат:
Занятие №1. «Путешествие в страну математики». Задачи: обучать детей устанавливать соответствия между числом и количеством предметов; Совершенствовать навыки счета в пределах пяти; Обучать ориентироваться в пространстве, формировать навыки самоконтроля; Развивать память, мышление, внимание, воображение, творческое и логическое мышление; Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к математическим знаниям. Оборудование: набор геометрических фигур для игры «Волшебный мешочек», плоскостной театр, набор цифр от 1 до 5 на каждого ребенка, набор для каждой подгруппы. Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», математические дидактические игры на соотношение количества предметов с числом, дидактическая игра «Из каких фигур состоит предмет?». Содержание образовательной деятельности. Воспитатель: ребята, давайте поздороваемся друг с другом! Пожелаем, друг другу доброго утра и назовем по имени ласково. (Воспитатель дотрагивается до правой руки ребенка и ласково по имени называет ребенка). После приветствия воспитатель обращает внимание детей на зайку, который пришел к ним в гости за помощью. Воспитатель: зайка заблудился в стране математики и ни как не может попасть домой, в лес. Чтобы вернуться домой ему нужно решить математические задачки, но одному ему не справиться. Давайте ему поможем! Первое задание. Дидактическая игра: «Волшебный мешочек». Дети садятся в круг на коврике и по очереди подходят к воспитателю. Достают из мешочка фигуры и называют их (цвет и название фигуры). Воспитатель: молодцы, правильно назвали цвет и форму геометрических фигур! Это было первое задание, теперь я предлагаю вам выполнить второе задание и поиграть в игру «Цифры перемешались». Каждому ребенку выдает комплект цифр от 1 до 5. Воспитатель объясняет детям, что цифры необходимо разложить на столе слева направо по порядку, а после выполнения задания называет цифры по порядку. Воспитатель: какие все молодцы, а теперь посмотрите на доску. На ней вы видите геометрические фигуры, давайте назовем их. Дети называют геометрические фигуры. Воспитатель: а теперь я буду называть число, а вы поднимать цифру. Воспитатель называет цифры в разном порядке, дети поднимают цифру. Воспитатель: правильно, молодцы, и с этим заданием мы справились! А теперь немножко отдохнем и вместе с зайкой проведем физкультминутку. Дети входят на коврик, встают вокруг воспитателя. Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши) Вышел зайка погулять (ходьба на месте) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши) Будем с зайкой мы играть (руками изображаем над головой уши зайца) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши) Любит зайка поскакать (прыжки на месте) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши) Хочет лапками стучать (стучим ладонями по коленям) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши) Будем головой кивать (киваем головой) Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши) Всем пора нам отдыхать (садимся на корточки) Воспитатель: вот мы с вами отдохнули, и с зайкой поиграли! Ребята, страна математики – это волшебная страна! Ну и конечно тут никак не обойтись без сказки. Давайте вспомним сказку про зайчика «Заюшкина избушка». Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя, который начинает рассказывать сказку, а дети продолжают его рассказ. По мере того, как появляются новые герои, воспитатель выставляет на стол фигуры животных. Воспитатель: какие вы молодцы, но я предлагаю вам ответить на вопросы: - Кто первый хотел помочь зайке? - Кто вторым пришел на помощь? - Кто последним помогал заиньке? - Кто предложил помощь перед петушком? - Кто был после медведя? - Молодцы, правильно! Воспитатель: а сейчас у зайчика следующее задание. Я вам предлагаю отгадать загадки, а отгадки лежат в конверте. Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая как еж, Зимою в платье летнем (елка). Детям предлагается по подгруппам составить елочку из геометрических фигур, лежащих в конверте. Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (заяц) Дети выполняют те же действия с другим конвертом. Воспитатель: ребята, а почему у нас зайчик один серый, а другой белый? (ответы детей) Воспитатель: ну вот мы и выполнили все задания и наш зайка теперь может вернуться обратно в лес. Понравилось ли вам наше путешествие? Какие герои приходили к нам в гости? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание вам показалось самым трудным? Какое самым легким? Занятие №2. «Путешествие в сказку». Цель: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством, театральной деятельностью; познакомить детей с героями сказки «Заячья избушка», уделить особое внимание интонационной выразительности речи. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: чтение сказки «Заячья избушка», просмотр иллюстраций, просмотр кукольного театра. Материалы и оборудование: игрушки: заяц, петух, собака, медведь; карандаши простые, листы бумаги (по количеству детей) с нарисованными кругами, волшебный мешочек, карточки с изображением животных из сказки «Заюшкина избушка». Содержание образовательной деятельности. Дети сидят полукругом. Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, Стук в дверь, почтальон вносит посылку. Почтальон: Если сказка в дверь стучится, Я посылку Вам доставил Воспитатель: Ребята, какая красивая коробка, интересно, что в ней? Дети вместе с воспитателем открывают посылку, и видят в ней волшебный мешочек и письмо. Воспитатель: Это нам письмо из сказки в нем написаны загадки. Все загадки отгадаем, что в мешочке мы узнаем! По снегу бежит, петляет, Хвост пушистый, Кто большой и косолапый, Ку-ка-ре-ку кричит он звонко У меня отличный слух Воспитатель: Какие молодцы! Давайте поиграем! Попробуйте угадать, какое животное спрятано в мешочке. Дети засовывают руку в мешочек и пытаются на ощупь угадать, что за животное ему попалось. Вытаскивая игрушку, дети рассматривают ее и отдают воспитателю, который задает вопросы: - Какая мордочка? - Какая шерсть? - Какой хвостик? - Как можно ласково назвать лису? - Как можно ласково назвать зайца? - Как можно ласково назвать лису? - Как можно ласково назвать петуха? - Как можно ласково назвать собаку? - Какие это животные дикие и домашние? Дети: Дикие. Воспитатель: А теперь кошка и петух. Какие это животные? Дети: Домашние. Воспитатель: Правильно, а в какой сказке живут все эти животные? Дети: «Заячья избушка». Воспитатель: Какие же вы у меня умные! Но я вижу, что вы устали! Хотите поиграть? Дети: Да Воспитатель: Тогда встаем в круг и слушаем внимательно. Эй, ребята, что вы спите! Шуба рыжая лисы Заяц по лесу скакал, Заяц прыгнул, повернулся На носочках он пошел Воспитатель: Ну вот мы отдохнули, а у нас еще что-то в посылочке осталось! Воспитатель достает листочки, на которых нарисованы круги. Воспитатель: Давайте побудем немножко волшебниками! У волшебников есть волшебные палочки, а у нас карандаши. Ими мы будем превращать кружочки в главного героя сказки – зайку. Дети рисуют зайчика. Воспитатель: Какие у нас чудесные зайки получились! А где живут зайцы? Дети: В лесу. Воспитатель: А давайте отпустим зайцев в сказочный лес. Складывайте рисунки в посылку, и мы отправим ее обратно в сказку. Дети складывают рисунки в ящик вместе с воспитателем, закрывают его и отдают почтальону. Занятие 3. «Путешествие в сказку». Цель: учить детей обыгрывать сказки, передавать эмоциональное состояние героев сказки, создавать условия для активного общения детей со сказочными героями и друг с другом. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»; обсуждение отличительных черт героев сказки (занятие №1); прорисовывание героев сказки; просмотр иллюстраций к сказке. Материалы и оборудование: театральные маски (заяц, лиса, петух, медведь, собака), сказочный домик, письмо. Методы и приемы: Словесные: рассказывание и чтение сказки, наводящие вопросы по тексту, рассуждения детей по тексту сказки. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: обыгрывание сказки «Заюшкина избушка». Содержание образовательной деятельности. Организационный момент: стульчики стоят в шахматном порядке. Детей приглашают сесть на них. Под дверь просовывается письмо. Воспитатель: Дети! Что это? Нам пришло письмо, давайте откроем и узнаем, кто нам пишет. (В письме приглашение от сказки на спектакль «Заюшкина избушка»). Воспитатель: Вы готовы отправиться в гости к сказке? Дети: Да! Воспитатель: Но прежде чем ехать, нам нужно вспомнить, о чем эта сказка. Кто главные герои в сказке? (Ответы детей). Воспитатель: А какие эмоции испытывал зайчик, когда лиса отобрала у него домик? Дети: Грустный. Воспитатель: А что мы делаем, когда нам грустно? Дети: Плачем. Воспитатель: А что мы делаем, когда нам весело? Дети: Смеемся, улыбаемся. Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Грустно – весело». (Дети встают в кружок). Воспитатель: 1) Если дождик за окном и гулять нас не пускают, очень грустно мне друзья! (дети делают грустное лицо); 2) Вышло солнышко, и я погулять бегу скорее, что мы делаем тогда? (дети делают веселое выражение лица); 3) Если дома мама с папой очень заняты делами, и нам не с кем поиграть, что мы чувствуем? (дети показывают грустное выражение лица); 4) Мама с папой мне купили новые игрушки, и давай я хохотать и от радости скакать! (дети изображают данные эмоции). Воспитатель: Вот какие молодцы, прямо как актеры в театре. А теперь нам пора спешить на спектакль. В страну сказки можно попасть только на волшебном поезде. Вставайте друг за другом и поехали, повторяйте за мной волшебные слова: У меня есть паровозик ту-ту-ту. Мы поедем все в вагоне, Воспитатель: Все приехали! Усаживайтесь на стульчики. Ой, а здесь еще письмо! Сказка видела, как мы играли, и предлагает нам побыть настоящими актерами. Посмотрите, здесь и костюмы есть! (Часть детей садится на стульчики, а другие дети надевают маски, и по возможности, с помощью воспитателя, обыгрывают сказку). Занятие № 4. «Путешествие в сказку». Цель: формирование интереса к художественным произведениям. Задачи: формировать и актуализировать знания детей о сказках, воспитывать любовь к сказке, желание рассказывать любимые моменты сказок; способствовать развитию быстроты реакции, сообразительности, находчивости; развивать речь у детей; обучать точно отвечать на вопросы поставленные воспитателем; развивать творческие способности детей; помочь детям преодолевать застенчивость, вырабатывать самостоятельность; возбудить интерес и желание работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей, быть выдержанным. Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Материал и оборудование: ребристая доска, скакалки 2 шт., макеты кочек 5шт., сундук, конверт 3 шт., медведь, бочонок, игрушки: заяц 2 шт., колобок, дед, бабка, медведь 2 шт., собака, лиса 2 шт., белка, волк, ежик. Содержание образовательной деятельности. Сюрпризный момент: влетает гелевый шарик и приносит письмо-приглашение в сказочный лес. Воспитатель: Дети! Сказка снова приглашает нас в гости, только ей нужна помощь, все сказки перепутались и не знают в какой книге были. Давайте ей поможем разобрать сказки?! (Ответы детей). Воспитатель: Чтобы добраться до сказочного леса, нам нужно преодолеть препятствия. Подвижная минутка «Дорога в лес». Воспитатель: Мы должны с вами перейти реку (дети проходят по ребристому мостику). Перепрыгнуть через ров (перепрыгивают через скакалки лежащие на полу). Пройти через болото по кочкам (переходят по муляжам кочек). Воспитатель: Преодолев все преграды, мы оказались в сказочном лесу, чтобы отправиться дальше, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу. Беседа: «Правила поведения в лесу». Воспитатель: Ребята, скажите, а что нельзя делать в лесу? Дети: Нельзя мусорить, ломать ветки, пугать птиц и т.д. Воспитатель: Молодцы, все правила знаете, а теперь смотрите, перед нами две тропинки, чтобы пройти дальше, нам нужно разделиться на две команды. Одна пойдет по правой дороге, другая — по левой дороге. (дети делятся на две команды). Дети идут по своим дорожкам, доходят до стола, где стоит сундук, а рядом с ним конверт. В конверте новое задание для детей. Воспитатель: Давайте посмотрим, что в волшебном ларчике? (воспитатель открывает сундук и читает задание для двух команд). Задание для 1 команды. Воспитатель: Вспомните, с каких слов начинаются обычно наши любимые сказки? Дети: Жили-были, в некотором царстве и т.д. Задание для 2 команды. Воспитатель: А теперь вторая команда, скажите, как обычно заканчиваются сказки? (варианты ответов детей). Воспитатель: Вот какие молодцы, вспомнили, теперь пора отправляться в путь по сказке. (В дверь просовывается медведь). Медведь: Кто это мне спать мешает? Как вы ребята в лес попали? Что вы здесь ищете? Ответы детей. Медведь: Ладно, есть у меня бочонок, мне его еще дедушка дал, сказал что пригодится, может в нем что – нибудь найдете, там какие – то сказки спрятались! Берите! И не мешайте мне спать! Дети заглядывают в бочонок, а там письмо с вопросами. От кого убежал колобок? В какое время года избушка у лисы растаяла? Воспитатель: Про какие сказки мы с вами говорили? Дети: «Колобок», «Заюшкина избушка». Воспитатель: А бочка то не простая, волшебная, пока мы отвечали на вопросы из сундучка, здесь появились герои сказок, нам надо разобраться, кто из какой и рассказать сказку. Чья команда быстрее справится с заданием, та и рассказывает. Но не забывайте, первая команда ищет героев сказки «Колобок», а вторая «Заячья избушка» (Дети отбирают героев сказок, чья команда быстрее справляется в конце занятия с помощью кукол рассказывает сказку.) Воспитатель: Молодцы! Собрали сказки и героям дорожку показали, справились со всеми препятствиями, а теперь нам нужно обратно возвращаться, садитесь на наш ковер-самолет и в путь. (Дети садятся на коврик и начинают глубоко дышать (5 глубоких вдохов и выдохов), после чего открывают глаза). Воспитатель: Ну вот мы и вернулись из нашего сказочного путешествия!
|