Чтение художественной литературы |
Учим Чтению | |||
Автор: Шальнова Олеся Владимировна | |||
29.02.2016 11:51 | |||
Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы всегда было необходимо для любого человека. Не смотря, что сейчас век телевизоров, интернета, новейших телефонов, читать надо и взрослым и детям. Как это здорово, взять в руки книгу, ощутить ее запах, подумать о том, сколько человек ее прочитали до тебя. Окунуться в строки написанного и улететь вместе с автором в удивительную страну литературы. Ведь когда мы читаем, то становимся героями той или иной книги. Ты как бы попадаешь в то время и место, проживая весь сюжет. Это хорошо нам, взрослым, нашим детям, которых мы научим читать. Но ведь среди нас есть те, которые не умеют читать, и из за своих «особенностях» никогда не научатся. Я работаю в детском доме для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Эти дети разные и по своим личностным характеристикам, и по физическому, и по умственному развитию. Дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения физического или психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, к сожалению, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У них очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, мышления, памяти, речи, моторики. У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление это непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте они с большим трудом понимает чужую речь. Дети, не умеющие говорить, общаются жестами, отдельными звуками, которыми они пытаются изъясняться. Словарный запас говорящих детей невелик, грамматический строй предложений примитивен. И задача тех, кто взял на себя ответственность быть рядом с ними, исправить эти недостатки. Все дети независимо от их психического, интеллектуального, физического развития и возраста очень любят слушать сказки. Так как у детей с ОВЗ, по сравнению с детьми нормально развивающимися, гораздо низкий уровень знаний об окружающем мире. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Чтение сказок расширяют их познания и кругозор. Работа с книгой, занимает ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта, речи. Я работаю с такими детьми третий год. Первое время, при чтении детям сказок были большие трудности: дети не хотели сидеть, слушать, а о пересказе и речи не было. Но медленно и уверенно я шла к своей первой цели – научить слушать. С начало это был один, затем два. А на сегодняшний день уже все мои воспитанники с удовольствием каждый вечер слушают сказки. Лучше всего конечно русские народные сказки "Три медведя", "Репка", "Колобок", "Волк и семеро козлят" вызывающие наименьшее затруднение в восприятии. Но у меня еще одна цель – научить пересказывать. Как? Первым шагом было: чтение сказок и беседа о прочитанном. Это, во-первых, вводная часть, своего рода подготовка к восприятию сказки, зачин сказки как создание положительного настроя. Далее происходит чтение либо рассказывание сказки, после чего обязательно следует беседа о прочитанном с рефлексией и анализом сказочных ситуаций. Задаются вопросы детям в ходе беседы: 1. Вопросы об эмоциональном отношение детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке? Кто понравился или не понравился? и т.п.). Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления. 2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки. При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление. 3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть. Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки. 4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей. Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий. 5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам (О чем эта сказка? Кто является главным героем сказки?). При этом следует учить ребенка правильно воспроизводить последовательность событий, называть основные поступки действующих лиц. У кого то это получается лучше, у кого то хуже, а кто то пока никак не осилит эту задачу. Но надо двигаться дальше. Пересказ …Я стала пробовать мнемотаблицы не только на занятиях, но и при чтении сказок. Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. Мнемотаблицы или мнемосхемы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей. Мнемотаблицы используются для следующих целей:
Много нашла в интерне, но не для всех сказок есть. Стала рисовать сама. И пересказ пошел на раз, два. Моя коллега Тарарина Т.Н. у нас в группе оформила «Дерево сказок» и я с удовольствием к ней присоединилась. И теперь каждый вечер мальчишки с нетерпением ждут появления нового героя под нашим деревом. Когда приходят гости в группу, они показывают и на перебой называют сказки. Через «прочтение» книг происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Читайте детям книги, и вы увидите, как раскрываются наши детки. Как появляется желание слушать и рассказывать самому.
|