Проект «Устное народное творчество» |
Учим Чтению | |||
Автор: Ташаева Бэла Саламбековна | |||
20.02.2015 16:33 | |||
Проект «Устное народное творчество»
По годовой задаче «Развитие художественно – творческих способностей через чтение художественной литературы» Актуальность. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Ребенок с развитым и творческим восприятием подходит к слушанию вдумчиво, внимательно, следит за развитием сюжета. Ему раскрывается глубина каждой строки, ее поэтичность, он способен понять движение мысли автора, различает отношение автора к своим героям, выделяет наиболее близкие мировоззрению художника мысли и идеи. По существу, такой ребенок как бы заново создает в своем воображении литературное произведение, выступая как бы сотворцом автора: в воображении ребенка оно воссоздается вновь, обретает формы живой духовной жизни, интенсивно им переживается. В процессе восприятия проявляются способности аналитической оценки, выявляются ориентации читателя на определенные нравственные и эстетические идеалы, по его кругу чтения уже можно судить об отношении к жизни, о его характере, об определенных чертах его мировоззрения. Дошкольник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней на занятиях, беседах в детском саду. Отличительной психологической чертой ребенка является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсивно становится на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять. Когда ребенок начинает знакомиться с особенностями литературы как вида искусства, начинает чувствовать и понимать ее образный характер, художественности, в нем укрепляется самая ценная в воспитательном отношении черта - отзывчивость на искусство. Глубина образно-эмоционального отношения к произведению осознается тогда, когда ребенок (средний и старший дошкольник) может выразить свое отношение к услышанному, прочитанному. Уже в детском саду детей надо познакомить с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, когда воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть. Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Для лучшего восприятия художественных произведений в младшем и среднем дошкольном возрасте к нам на помощь приходит устное народное творчество. Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Цель проекта: Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление с устным народным творчеством. Задачи:
Модель реализации проекта Содержание Работа с детьми
Взаимодействие с родителями
Планирование работы
Ресурсное обеспечение проекта:
Ожидаемый результат:
Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, народные сказки, пословицы , поговорки , заклички. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Мы ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились к нашему маленькому «театру». С помощью потешки мы учим малышей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Мы также заметили, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее Потешки мы используем во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.) , и во всех возрастных группах. Правильно подобранная потешка, помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, .вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.. Например: При умывании детей чтение потешки: Кран откройся, Нос умойся! Мойтесь сразу Оба глаза, Хорошенько! Мойся шейка. Во время еды чтение потешки: Умница Катенька ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую, - способствует установлению контакта с малышом, пробуждению чувства симпатии к взрослым. Также используем потешки как пальчиковые игры: (поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка. Это позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Ещё один вид малых форм словесного народного творчества, который мы используем в своей работе - это загадки. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки мы используем на любом занятии, а также на прогулках , например, зачем мы сегодня будем наблюдать: «Белая простыня Всю землю обошла» (Облако) И зелен, и густ- На грядке вырос куст. Начали щипать – Стали плакать и рыдать. (Лук) В средней группе, продолжая знакомить детей с домашними животными, загадывала такую загадку: «Посреди двора Стоит копна: Спереди - вилы Сзади - метла ( корова) Вместо хвостика,- крючок, Вместо носа – пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (Поросенок) Также мы используем пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации неаккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяем такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды используем различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, могла урезонить обидчика. Хорошего друга хвалили : «Друг познается в беде». «Скучен день до вечера коли делать нечего» говорили о том , кто не может найти себе занятие. Призывали детей дружить: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Некоторые пословицы содержали в себе поучение, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай», иногда в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или «Люди с базара, а Назар на базар». Некоторые поговорки давали меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково», «поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминали пословицы и поговорки и использовали их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогали нам прививать детям нравственные нормы поведения, показывали им моральные эталоны. Большое внимание мы уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, мы используем образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Малыши встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Слушая сказочный голос, дети запоминали сказку, а потом пересказывали, манипулируя игрушками, имитируя нашу интонацию. Мы старались учить ребятишек находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, побуждали их к выразительности диалогов, используя при этом мимическую гимнастику («Фотография», «Веселая зарядка», Походка и настроение»), пособие «Угадай настроение». Под впечатлением услышанной сказки у детей возникало естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая. Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность. Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев . Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Была проведена беседа на тему: «Характерные особенности росписи дымковских игрушек» Ход занятия: Воспитатель: Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой. Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? А как они передали нам свое радостное настроение? Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди. Мишенька, какая у тебя игрушка? Какого она цвета? А какой узор на ней изображен? Каким цветом нарисованы круги, полоски? Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофантазировать, представить каким характером обладает его барышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь. Занятие – беседа Тема: «Дымковская игрушка» Цели: 1. Рассказать детям об истории возникновения русского промысла «Дымковская игрушка» 2. Рассмотреть основные элементы дымковской игрушки 3. Развивать интерес к изучению народных промыслов 4. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев Ход занятия: Семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка» Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. В этой работе принимали участие только женщины. Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая – голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках. Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинного, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. После того как дети познакомятся с дымковской игрушкой, усвоят технику рисования узора, мы проводим продуктивные занятия: Рисование на тему: Тема: «Составление дымковских узоров» Цели: 1. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии) 2. Учить рисовать круги безотрывными линиями всем ворсом кисти 3. Учить самостоятельно выбирать цвета для узора 4. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора на полосе, квадрате, круге 5. Воспитывать любовь к народному творчеству Материалы для занятия:
Ход занятия: Начинается занятие с рассматривания дымковских игрушек или иллюстраций, на которых они изображены. Побеседовать с детьми об особенностях дымковского узора, отмечая, что на каждом узоре есть круги, кольца, встречаются линии – прямые и волнистые, прямые линии могут образовывать квадраты (клетчатые юбки барышень). Обсудить выбор цветов для составления узоров. Затем предложить детям самостоятельно составить узор, используя дымковские мотивы. Нужно напомнить детям, что при составлении орнамента на полосе можно чередовать одинаковые элементы, а при составлении узора на круге и квадрате нужно применять симметричный орнамент. Напомнить, как рисовать круги всем ворсом кисти одним круговым движением, как можно ставить точки, используя кончик кисти. Дети выбирают бумагу любой формы, им предоставляется возможность выбора красок. Во время работы включается негромкая музыка (попурри мелодий русских народных песен). Занятие по рисованию: Тема: «Роспись хвоста индюка дымковским узором» Цели:
Материалы для занятия:
Ход занятия: Занятие начинается с определения последовательности действий при раскрашивании фигурки индюка. Обратить внимание детей на сложный узор на хвосте индюка: он состоит из каймы и элементов орнамента в середине. Путем сравнения нескольких игрушек или фотоиллюстраций с изображением дымковских индюков, выделяются основные элементы узора – это все те же круги, кольца, точки, линии, которые дети уже умеют рисовать. После беседы дети приступают к работе под фонограмму русских народных песен. Прочитать несколько потешек про индюков и спросить детей, какая больше подходит к их индюку? Индя-индючок, ты похож на Сундучок. Сундучок не простой: красный, Белый, золотой. Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост: Точно солнечный цветок. И высокий гребешок, Красной горкою горя, Как корона у царя. Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, театр кукольный театр русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь". В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Из какой сказки герой", "Расскажи сказку", "Азбука эмоций". Всю работу по развитию у детей художественно – творческих способностей мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Родители принимают активное участи в жизни детского сада. Охотно соглашаются участвовать в проведении совместных занятиях по рисованию. Показывают кукольный театр для своих детей. Участвуют в конкурсах на лучший рисунок: «Дымковская игрушка», «Герои русских народных сказок». Родители оказали помощь в организации досуга-развлечения «В гостях у Петрушки». По итогам работы своим достижением считаем создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество способствует развитию у детей художественно –творческих способностей.
|