Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Солнышко» комбинированного вида Конспект занятия по художественной литературе для дошкольников в средней группе Тема: «Литературная викторина» Составил: воспитатель Морозова Елена Владимировна Кыштым 2014г. Программное содержание: Цель: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Задача: продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
скачать конспект Словарь: иллюстрация. Развивать чувство рифмы. Воспитывать интерес к художественной литературе. Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода. Ход викторины: Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка). «Сказочное королевство» Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей) Воспитатель: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? Дети: Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце .
Дидактическая игра «Отгадай сказку» Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок .Покатился ... (колобок)
У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?.. (Буратино)
У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной … (туфелька)
Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ... (Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?» Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
« Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем - и снова в путь! Нам советует Мальвина: – Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: – Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять. Красной шапочки совет: – Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)
Следующая остановка «Край рассказов» Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? Дети: в рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация» «Косточка» Л. Толстой «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки «Лисичкин хлеб» М. Пришвин
Следующая остановка «Мир стихов» Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки: - Нельзя ли прислать перчатки? В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах? А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать. - Вот тебе под спинку Мягкую … перинку.
Сверху на перинку Чистую … простынку. 4 Вот тебе под ушки Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался …вскачь? Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела. - Ой, куда я пальчик … дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не … попал! («Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки, Побежала бы она по … дорожке. Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало, У Танюши много дел, Утром брату помогала – Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала… Ну и я играть … не стала. Я волчка не завожу, А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог Кот лепил себе … пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог … утек! («Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь Да как начал, как начал …. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали»
Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю– Очень маленьких люблю!
Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.
|