Аннотация Украшения, цветы, сувениры, предметы интерьера и гардероба, елочные игрушки — вот неполный список того, что можно сделать из бисера. Наша книга расскажет с чего начать, какие инструменты и материалы вам понадобятся, как оборудовать рабочее место, и научит азам бисероплетения, а приведенные подробные описания изделий со схемами позволят вам освоить это искусство и создать множество интересных работ. Е. А. Шилкова Поделки из бисера Предисловие С древних времен человек стремился украсить себя, выделиться из толпы соплеменников и защититься от могучих сил природы, необъяснимых и опасных. Как он мог это сделать? Изменить прическу, разрисовать лицо и тело узорами из разноцветной глины или сплести оберег, который бы охранял жилище, приносил удачу в бою, а на охоте придавал силы. Первые бусы-амулеты были собраны из костей, зубов и игл животных, из ракушек и мелких камушков, позднее — из осколков глиняной посуды. Носили браслеты, головные и другие украшения и ожерелья и женщины, и мужчины. Первые несложные узоры, отражавшие видение человеком мира, состояли из символов, которые складывались в различные комбинации — орнаменты. Прямая горизонтальная линия — «земля», волнистая — «вода», круг, квадрат, ромб — «солнце» и «луна», треугольники — «горы», крест — «огонь». Изображал человек и своих богов. Все эти геометрические формы, знаки и схематичные фигурки сохранились в техниках и узорах бисероплетения до сих пор, но мы уже не придаем им ритуального значения. Когда же появился бисер? Точное время его появления историкам установить не удалось. Само название «бисер» происходит от арабского слова «бусер, бусра» — «фальшивый жемчуг», а его история связана с возникновением стекла, которое известно человеку уже более 5 тысячелетий. Скорее всего, первыми обнаружили стекло древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, из-за чего на его поверхности появлялась тонкая полупрозрачная пленка — первое стекло.
Скачать мастер класс поделки из бисера
По другой легенде, первыми людьми, узнавшими, что такое стекло, были купцы, путешествовавшие с караваном по Аравийской пустыне. Среди разных товаров, которые они перевозили, была и природная сода. Остановившись на ночлег, купцы обложили мешками с содой костер, чтобы ветер не задул его. Проснувшись утром, они с удивлением обнаружили, что сода превратилась в куски стекла. Одно из древнейших изделий из стекла — бусы, обнаруженные археологами в Месопотамии и относящиеся примерно к 2450 г. до н. э., — делают эту легенду вполне похожей на правду. Они изготовлены из осколков большой стеклянной глыбы, а каждая бусинка обтесана с помощью камня. Первыми делать стекло научились жители Ближнего Востока и Египта, примерно во IV–II тысячелетиях до н. э. Сперва стекло варили в горшках на кострах или в печах, как варят обычную похлебку, и получалось оно непрозрачным и нестойким — растворялось даже в обычной воде. Примерно за 1200 лет до н. э. появилось цветное стекло. При изготовлении в стеклянную массу добавляли железо, кобальт и медь и получали синее, бирюзовое, зеленое или голубое стекло. Им египтяне часто заменяли в ювелирных изделиях природные камни — бирюзу и малахит, а разноцветными блестящими шариками — первым бисером — украшали одежду, шею, руки и ноги. Вначале бисер нанизывали на травинки или конский волос, а позднее — на нитки. В те времена стекло казалось людям божественным чудом, ведь оно было рождено землей и огнем и так не походило на все, что окружало человека. Стоило соединить и нагреть 2 твердых вещества, и получалось жидкое прозрачное стекло. Остывая, оно превращалось в нечто твердое, с блестящей поверхностью. Не удивительно то, что его оценивали выше природных металлов — золота и серебра, а умение изготавливать его считалось настоящим искусством и было окутано тайной. Еще одна старинная легенда гласит, что во времена римского императора Тиберия (42 г. до н. э.) мастер-стеклодел случайно раскрыл кому-то из непосвященных секрет изготовления небьющегося стекла, за что ему пришлось поплатиться жизнью. Император не пожелал, чтобы такая «утечка информации» привела к обесцениванию стекла. В IV–II тысячелетиях до н. э. на территории современных Ливана, Сирии и Турции уже изготавливали стекло хорошего качества и бисер. Стеклянную массу наплавляли на костяной или каменный стержень и разрезали затем на кусочки небольшого размера. Это и был первый бисер — мелкие бусинки с отверстиями по центру. Тогда же начала развиваться торговля бисерными украшениями. Бисерные амулеты часто служили искупительными дарами. В начале нашей эры стеклоделие, а вслед за ним и изготовление бисера появилось в Риме и других городах Италии, Португалии, Греции, Германии и Испании. В Х — XII вв. в Венеции, куда переселилось много греческих мастеров, изготовляли бусы и самые простые предметы быта, украшенные бисером. Начиная с XIII в. и до середины XVIII в., единственным центром бисерного производства была Венеция. На восток и запад уходили суда венецианских купцов, развозя драгоценные стекло и бисер. Последний меняли на шелка и пряности, золото и серебро, а в Африке использовали как разменную монету. В странах Европы высоко ценился очень мелкий и блестящий бисер. Рукодельницы использовали посеребренный, позолоченный и парчовый (отполированный изнутри) бисер. С конца XVIII в. и по сегодняшний день бисер производят в Германии, России, Чехии, Японии, Китае, Таиланде и на Тайване. В каждой стране изготовление бисера и его применение имеют свои особенности, неразрывно связанные с национальными традициями, искусством и верованиями. Так, например, центрами бисерного рукоделия в России были женские монастыри. Именно в них зародилась техника вышивания икон бисером, ставшая продолжением искусства шитья речным жемчугом, известного еще с X в. Многие столетия жемчугом и каменьями отделывали церковные облачения, одежду и обувь, украшения и головные уборы. Сама идея и многочисленные техники оплетения пасхальных яиц бисером также пришли из монастырей. С середины XVIII в. бисер получил широкое распространение и стал применяться для украшений и отделки одежды разных слоев населения. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских рукоделию обучали крепостных девушек. Считалось, что девушка, искусная в рукоделии — шитье, вышивке, плетении бисера, будет ладно вести дом, станет хорошей женой и хозяйкой. Вышивали бисером головные уборы, подолы и воротники рубах, бретели сарафанов, плели нашейные украшения, отделывали обувь, курительные трубки, ошейники для домашних любимцев. В каждой губернии рукодельницы придумывали свои узоры и сохраняли древние, носившие ритуальный характер. В основном это были нехитрые чередования отдельных фигур или их рядов, расположенные по вертикали, горизонтали, диагонали. Орнаменты не были для мастерицы простым набором знаков — каждый имел особое значение и вплетался в узор строго по правилам. К любому важному событию в жизни, а их было не так уж много: свадьба, рождение детей, смерть — человек готовился заранее. Каждый обряд сопровождался соответствующими одеждой и атрибутами, и ни в коем случае нельзя было веселиться в «печальном платье» или надеть не то украшение на проводы кого-либо из близких в дорогу. Бисероплетение и другие виды работы с бисером — увлекательное занятие как для детей, так и для взрослых. В современных музеях и частных коллекциях можно встретить поистине уникальные украшения, картины и панно из бисера, оплетенные им посуду, сумочки, предметы быта и одежды. Все необходимое для работы Прежде чем приступить к изготовлению понравившейся вам модели, внимательно осмотрите свое рабочее место и проверьте, все ли готово для работы. Чтобы не пропустить ничего важного, сделаем все по порядку. Материалы Бисер, стеклярус, паетки и прочее И вот перед вами лежат блестящие или матовые, переливающиеся или прозрачные, круглые или многогранные шарики из стекла, металла, фарфора, керамики или пластмассы. В каждом из них — отверстие для нити, расположенное по центру. Это круглый бисер. Он может быть разных размеров, причем, чем крупнее бисеринки, тем меньше номер, которым обозначен их размер (см. табл. 1). Кроме круглого, существует каплеобразный бисер, отверстия в котором расположены не по центру, а смещены к краю изделия. Известен богемский бисер — мелкий, ограненный, как круглый кристалл. В работе он достаточно труден, но изделия из него получаются на редкость изящными и ровными. Интересен так называемый «рис» — вытянутые округлые бисеринки в форме барбариса. Он хорош тем, что изделия из него кажутся объемными, при этом он не режет нить. Рубка, или рубленый (колотый) бисер, — короткие трубочки из стекла, длина которых больше их диаметра. Рубленый бисер иначе, чем круглый, отражает свет. Он весьма сложен в работе, но изделия из него получаются очень нарядными. Трубочки подлиннее — это стеклярус. Он может иметь размеры от 5 до 7 мм, встречается и длиной до 3 см, гладкий или витой. Его можно использовать для отделки деталей одежды или, например, сумочек. Края стекляруса очень острые и часто режут нити, потому его применяют для низаных и плетеных изделий реже, чем круглый бисер. Ни в коем случае нельзя использовать стеклярус с отколотыми краями! Встречаются рубка и стеклярус с оплавленными краями, обращайте внимание на такой бисер при покупке. Если повернуть граненую бисерину отверстием к себе, можно увидеть, что она имеет форму многоугольника. Граненым может быть любой из описанных выше видов бисера и стеклярус. Существуют и расписные бисеринки — это японский и китайский бисер. Первый не так просто найти в обычных магазинах, зато его качество выше всяческих похвал. Сейчас купить такой бисер стало гораздо проще, так как появилось множество интернет-магазинов, предлагающих богатый выбор. Для работы пригодятся и старые ненужные бусы. Бусины разнообразных форм и расцветок, из дерева, натурального камня или кости прекрасно дополнят бисерные украшения. Плоские разноцветные металлические кружочки — пайетки — и блестящие пластинки из стекла, металла или слюды — блестки — подойдут для выполнения оригинальной вышивки на кожаном или матерчатом чехольчике для мобильного телефона. Не проходите и мимо стразов — имитации драгоценных камней. Их изготавливают из стекла и пластмассы, иногда на металлической основе и с отверстиями для нити. Стеклянные стразы более яркие и блестящие, чем пластмассовые. Кроме того, в одном изделии можно совместить бисер с морскими и речными ракушками, пуговицами из различных материалов, мелким речным жемчугом, янтарем. При выборе имитации жемчуга, выполненной из пластмассы, обращайте внимание на то, как обработаны края. Малейшая царапина или неровность — и «жемчужное» покрытие сойдет, испортив внешний вид изделия. Скрепляющие приспособления и нити Застежки или замочки потребуются вам при изготовлении бус, колье, браслетов, фенечек и поясов. Также в качестве застежки способны послужить маленькая английская булавка, специально сплетенный из бисера того же цвета и размера, что и все изделие, шарик или отдельная бусина. Можно использовать узкие атласные ленты или тесемки с обработанными клеем или оплавленными краями, завязав их небольшими аккуратными бантами. Для изготовления сережек понадобятся швензы — специальные петельки или замочки, которые также могут быть разных форм, цветов и размеров. Внешний вид и качество готовой работы зависят от того, какие нитки были использованы — синтетические или натуральные. Нити из натуральных волокон (хлопка, льна) не скользят, но не достаточно прочны. Поэтому если вы решите использовать натуральную нить, пропустите ее через расплавленный воск, благодаря чему она станет более прочной и прослужит дольше. Синтетические нити (капрон, лавсан) долго сохраняют прочность, а изделия из них можно носить в жаркую погоду, так как нитка не гниет от загрязнений. Однако она недостаточно упруга, способна провиснуть, растянуться. Некоторые виды синтетических нитей нельзя использовать при вышивке, так как они разлохмачиваются или не выдерживают отпаривания.
При покупке бисера обращайте внимание на прозрачность упаковки. Если пакетик окрашен в цвет бисера, видны мелкие кусочки краски, значит, бисер быстро полиняет.
Нить-резинка понадобится для изготовления резинок для волос. Рыболовная леска для работы с бисером должна быть очень хорошего качества и небольшого сечения. Для бисера подойдет леска диаметром 0,12— 0,16 мм, для бусин — 0,2–0,25 мм. Изделия, собранные на леску, прочны, но могут получиться жесткими. Тонкую проволоку используют для плетения изделий, которые должны «держать форму», например фигурок животных, цветочков, небольших сувениров.
Инструменты
Иголки потребуются очень тонкие. Если ваша иголка слишком толстая и не проходит в отверстие бисеринки, есть 2 способа справиться с задачей. Во-первых, попробуйте подточить ушко иглы наждачной бумагой. Если это не помогло, нужно работать только нитью, предварительно окунув ее конец в клей, лак для ногтей или воск и затем обсушив. При работе без иголок можно использовать нитковдеватель. В настоящее время в продаже есть специальные иглы для бисера: отечественного производства — № 1 и № 0 и японские, индийские и английские — № 11, 12, 13.
Бисеринки с очень маленькими отверстиями следует сразу откладывать в отдельную баночку. Позже их можно нанизать на леску и, зажав в кулаке, энергичными движениями провести несколько раз от одного конца лески к другому. Отверстия в бисеринках немного расширятся. Делать это надо осторожно, не натягивая сильно леску, чтобы не порезаться.
Обязательно приобретите пластмассовый или металлический наперсток — он поможет защитить средний палец от возможных травм при работе с иглами. При покупке примерьте его, он не должен ни слетать с пальца, ни сдавливать его. Для измерения длины изделий понадобится портновская лента, короткая и длинная линейки. Необходимы также небольшие ножницы для работы с низаными и плетеными изделиями.
Рисунки для различных украшении можно составлять самостоятельно или брать из различных журналов для вышивки крестом или вязания крючком.
Может пригодиться и тетрадь в клетку для срисовывания или придумывания схем изделий. По такой схеме удобно следить за работой, отмечая шариковой ручкой, в каком месте изделия вы сейчас находитесь. Часто бывает так, что нет возможности выполнить изделие в том цвете, в каком оно дано в описании. В таком случае можно проявить фантазию, подобрав цвета самостоятельно. Поэтому приготовьте цветные карандаши или фломастеры.
Рабочее место
На ровном столе расстелите кусочек ворсистой ткани, например драпа или фланели, размерами 35 × 35 см. Лучше, если она будет темно-зеленого или черного цвета, потому что в этом случае ваши глаза меньше устанут. Слева на ткань должен падать мягкий свет из окна, а вечером — свет лампы. Бисер, с которым вы собираетесь работать, нужно разложить на ткани небольшими кучками или насыпать в низкие пластмассовые баночки из-под крема, в крышки, маленькие чайные блюдечки. Справа от расстеленного материала положите игольницу — мягкую подушечку для игл. Закончив работу, обязательно проверьте, все ли используемые вами иглы вернулись на свои места. Если специальной игольницы нет, можно аккуратно воткнуть иголки в новый кусочек мягкого ластика размерами не менее 3 × 3 см. Под рукой должны быть ножницы, сантиметровая лента, схема изделия (лучше расположить ее слева), простой карандаш или шариковая ручка, чтобы отмечать ими на ней ход работы.
Такие разные цвета
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Конечно, вам знакома эта фраза, помогающая запомнить расположение цветов в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако мир куда более красочен. Радуга — это только основные (красный, желтый, синий) и промежуточные (оранжевый, зеленый, фиолетовый) цвета плюс один из дополнительных цветов — голубой. Каждый из них имеет множество разнообразных оттенков. Цвета принято делить на: 1) теплые (красный, оранжевый, желтый и их оттенки) и холодные (фиолетовый, синий, голубой); 2) насыщенные (яркие цвета, которые нельзя усилить) и малонасыщенные (полученные с помощью добавления одного из нейтральных цветов); 3) контрастные (противоположные цвета, например: желтый — фиолетовый, синий — оранжевый, красный — зеленый) и гармоничные (родственные цвета, например: желтый и желто-зеленый, синий и сине-фиолетовый); 4) темные и светлые (определяются по степени близости цвета к белому), нейтральные (белый, черный и все оттенки серого). Как же правильно сочетать цвета? Это не только дело вкуса, ведь цвет способен влиять на наше настроение: успокаивать, радовать или раздражать. Так, преобладание красного цвета в изделии быстро утомит глаза, а отдельное небольшое красное пятно притягивает внимание. Желтый цвет — самый «радостный», синий успокаивает, зеленый помогает сосредоточиться, фиолетовый располагает к грусти, коричневый — цвет уюта. Все эти особенности следует учитывать и при выборе украшений. Повседневные украшения не должны быть очень броскими. Их задача — только оттенять цвета костюма, гармонировать с ними. Преобладать в таких украшениях должны мягкие бледные оттенки основных цветов в сочетании с белым или одним из ярких цветов. Черный цвет — выигрышный фон как для пастельных (мягких), так и для сочных цветов, поэтому изделия из черного бисера или стекляруса подойдут для праздников. Они станут эффектной деталью наряда, привлекут к себе взгляды, если вы не используете в украшении материалы более чем двух цветов. Хорошо в одном изделии сочетаются основные и промежуточные цвета: красный, синий и желтый; фиолетовый, оранжевый и зеленый. Причем каждый из них может быть преобладающим по количеству и яркости. При сочетании оттенков одного цвета, например красного и розового, с белым изделие приобретет воздушность, будет казаться наполненным светом. Теплые цвета хорошо сочетаются с белым и светлыми оттенками серого, холодные — с темными оттенками серого и черным. Кроме того, теплые цвета рядом с холодными становятся более яркими, а холодные в таких сочетаниях «звучат» сильнее. Желтый цвет на синем фоне кажется приближенным к зрителю, а синий на желтом как бы уходит в глубину. Эти особенности нужно учитывать при подборе цветов для вышивки или плетения больших полотен, например натюрморта или пейзажа, а также при замене одного цвета другим. Здесь работает одно основное правило: теплый заменяйте теплым, холодный — холодным; тогда общее впечатление от работы не пострадает.
Основы бисероплетения Бисеринка за бисеринкой
Итак, познакомимся с различными техниками бисерного рукоделия поближе. Существуют несколько способов работы с бисером: низание, плетение, вышивка и ткачество.
Низание
Самый простой, известный еще с давних времен способ изготовления бисерных украшений — низание. Для освоения низания потребуются достаточно крупный бисер, бусины, прочные хлопчатобумажные нити, иглы и схема изделия. Во время работы важно следить за тем, чтобы иголка, проходя второй раз через ту же бисеринку, не проткнула нить. Направление нити может быть прямым (рис. 1), если игла проходит в ту же сторону, что и первый раз, и встречным (обратным) (рис. 2). Натяжение нити не должно быть очень сильным, чтобы изделие не топорщилось; но и не слишком слабым, иначе оно провиснет под собственной тяжестью. Самый плотный вид низания бисером — мозаика . Изделия, выполненные в этой технике, похожи на кирпичную кладку: ряды бисерин смещены один относительно другого (рис. 3). Благодаря этому пояса и воротники-стойки, браслеты и колье, броши и заколки для волос получаются негнущимися, жесткими, хорошо держат форму. Как и другие виды низания, мозаику выполняют на одну или две нити. При низании на одну нить количество рядов получается четным, на две — нечетным. Обязательно учитывайте это при составлении схем. Прежде чем начать низание, тщательно отсортируйте бисер. Бисеринки должны быть одинаковых размер и форм, иначе при низании ряды перекосятся или бисеринки неплотно сомкнутся, что ухудшит качество и внешний вид изделия. Низание на одну нить начинают с дополнительной бисеринки, закрепляя таким образом кончик нити. Рассмотрим низание мозаики на примере полосы в 8 рядов. Нанижите 9 бисеринок, войдите в 7-ю снизу в обратном (встречном) направлении (рис. 4 а). Наберите 10-ю, войдите в 5-ю снизу в обратном направлении, затем наберите 11-ю, войдите в 3-ю, наберите 12-ю, войдите в 1-ю (рис. 4 б г). Получится полоска с выступающими бисеринками. При низании последующих рядов вводите иглу в выступающие бисеринки, что позволит не считать их. Теперь наберите 1 бисеринку, войдите в 12-ю (выступающую) сверху (рис. 4 д). Следующий ряд пойдет сверху вниз. Продолжайте низание до нужной длины изделия. Низание на одну нить можно выполнять парами бисеринок (так называемая «шахматка», получающаяся при использовании бисера 2 цветов). Наберите бисеринки в следующем порядке: 2 белые (1-я пара), 2 синие (2-я пара), 2 белые (3-я пара), 4 синие (4-я и 5-я пары) (рис. 5 а). Войдите в 3-ю пару (белые бисеринки) снизу вверх, т. е. в обратном направлении. Бисеринки 5-й пары должны встать рядом с бисеринками 4-й пары, получится первый «квадратик» (синий) (рис. 5 б). Наберите 2 синие бисеринки (6-я пара). Войдите в 1-ю пару снизу вверх так, чтобы 6-я пара встала рядом со 2-й, получится второй «квадратик» (синий) (рис. 5 в). Наберите 7-ю пару (белые бисеринки), войдите сверху вниз в 6-ю, получится третий «квадратик» (белый) (рис. 5 г). Закончив первый ряд «квадратиков» (присоединив 8-ю белую пару), наберите 2 белые бисеринки (9-ю пару), войдите в предыдущий белый «квадратик» снизу вверх так, чтобы эти бисеринки встали рядом со вторым «квадратиком» (синим) (рис. 5 д). Продолжайте плести, чередуя расположение «квадратиков» по цвету, до нужной длины изделия. Низание мозаики на две нити рассмотрим на примере полосы в 7 рядов. Возьмите нить с иглами на двух концах, наберите 8 бисеринок и расположите их примерно посередине нити. Войдите в 6-ю бисеринку снизу в обратном направлении (рис. 6 а, б), затем наберите 9-ю, войдите в 4-ю (рис. 6 в), нанижите 10-ю и войдите во 2-ю бисерину. Наберите 11-ю бисеринку, воткните иглу в игольницу. Второй иглой войдите в 11-ю бисеринку сверху (рис. 6 г) — иглы поменялись местами. Наберите 12-ю бисеринку, войдите в 10-ю (выступающую) сверху (рис. 6 д). Далее бисеринки можно не отсчитывать, вводя иглу в выступающие из предыдущего ряда. Продолжайте до нужной длины изделия, чередуя иглы и направление низания.
Плетение
Один из способов плетения бисером, известный еще с XVIII в., — плетение крестиками или квадратами. Отличие плетения от низания состоит в расположении бисеринок — они образуют не снизку, где идут друг за другом, а цепочку, в которой расположены под углом. Плетение цепочек — самый распространенный способ изготовления фенечек, браслетов, воротников-стоек, бретелей для сарафанов, ручек для небольших сумочек, а поясков.
|