Социальная дезадаптация дошкольников Выступление педагога – психолога МБДОУ -детского сада общеразвивающего вида № 25 «Черёмушка» на собрании родительского комитета города Проблемы дошкольного детства зачастую обращают на себя внимание лишь тогда, когда они перерастают в школьные трудности и только тогда родители начинают понимать, что время упущено, что именно в дошкольном детстве формируются базовые знания, умения и ценности ребёнка. Социальная адаптация является одной из составляющих психологической готовности к школе. В сентябре прошло совещание при администрации школы № 25, где директором школы было высказано пожелание дошкольным учреждениям больше уделять внимания именно социальной готовности детей к школе. С каждым годом всё больше детей, которые не могут наладить контакт со сверстниками, с педагогом, решают проблемы только с помощью кулаков, становятся изгоями в классе. А значит, страдает психика ребёнка, снижается его успеваемость.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Социум - общество, значит социальная адаптация - это умение жить в обществе, иметь знания о нём, выполнять нормы общения и поведения в обществе. Песталлоци И.Г. считал, что счастье каждого человека зависит от степени его приспособленности жить в тех социальных условиях, в которых он появился на свет. Итак, если адаптация это приспособление индивида к условиям социальной среды, то дезадаптация - это неприспособленность его по каким - то внешним или внутренним причинам к жизни в обществе. Внутренние причины: нарушения в развитии - дети - инвалиды, умственно - отсталые дети (у них наблюдаются неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественной жизни) Внешние причины: недостаток воспитательных ресурсов родителей, асоциальные семьи, воспитание ребёнка в неполной семье, вне семьи (детские дома). Воспитание ребёнка вне семьи это очень серьёзная проблема нашего общества, статистика такова, что 70 -75% детей оставшихся без попечения родителей имеют нервно - психические паталогии, имеют стойкие эмоциональные нарушения, плохо приспосабливаются к общественной жизни в дальнейшем зачастую ведут асоциальный образ жизни. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) "признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей". При этом суть современной позиции состоит в том, что это не столько право над ребенком (подчинение родителям), сколько ответственность перед ним. Признавая ценность семьи, важно отметить, что многие родители не проявляют родительского отношения, учитывающего особенности эмоционального, личностного развития ребенка. Многие ошибки родительского отношения к детям лежат в их неадекватном представлении о своей родительской роли. Они часто переносят на своих детей те отношения, которые воспроизводят характер отношений их родителей к ним в раннем детстве или то, что они недополучили от родителей в своем детстве. Серьезная и по сути семейная, психокоррекционная задача возникает перед психологом не в том, чтобы диагностировать родителей, выносить оценки их несостоятельности, а помогать им в осознании необходимости становиться "хорошими родителями", понимающими проблемы детей и стремящимися к правильному развитию и социализации детей. Это значит: • Расширять знания ребёнка о социуме (посещение выставок, музеев, театров и т.д.); • Расширять кругозор ребёнка: совместный просмотр познавательных телепередач, чтение рассказов, сказок ..., совместная деятельность с ребёнком); • Поддерживать культуру общения и поведения в семье (дети зеркало своих родителей); • Активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка; • Стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их, отреагировать эмоции с помощью игры, рисунка. • Поддерживать успехи ребенка; • Исключать непоследовательные требования и пустые угрозы, выражение недовольства ребенком; • Знать возрастные нормы и особенности развития детей дошкольного возраста и исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку. Эти простые правила оказываются самым действенным средством первичной профилактики социальной дезадаптации детей. Чтобы их доносить необязательно быть детским психотерапевтом. Общим итогом такой работы с родителями "в проблемной семье" становится понимание, что "хорошее родительское отношение" - это результат семейного доверия, признания, а не страха и давления, и, что насилие по отношению к детям - зло. Что делается в детском саду для профилактики социальной дезадаптации. Администрацией: • Проводятся дни открытых дверей для родителей. • Проводятся общесадовские родительские собрания. • В детском саду работает клуб «Родительский дом – начало начал». • Администрация заключает договора на сотрудничество с музеем, театрами, выставками и в течение года дети посещают эти общественные заведения. • Составлен план по сотрудничеству со школой №25.
Воспитателями: • Проводится работа по ознакомлению с окружающим, ОБЖ, экологии и валеологии, ознакомление с историей и культурой народов. • Создаётся развивающая среда. • Развивается художественно – творческая деятельность (театрализованные, сюжетно – ролевые игры, рисунки семьи, выступления на праздниках….) • Детей знакомят с правами ребёнка. • Идёт социализация ребёнка через художественную литературу. • Прививается культура общения и поведения ребёнка. • Проводятся совместные с родителями праздники, выставки работ, чаепития… • Педагоги «включают» родителей в жизнь группы.
Педагогом – психологом: • Проводится обследование детей и выявление детей «группы риска» и семей группы «социального риска» (неблагополучные семьи). В течении года с ними проводятся индивидуальная и подгрупповая работа. • Проводится социометрия групп, выявляются дети с низким статусом, проводятся мероприятия по повышению статуса этих детей в группе сверстников и повышению их самооценки. • С детьми старшего дошкольного возраста один раз в неделю проводятся групповые мероприятия на развитие коммуникативных качеств и социализацию. • По мере комплектации групп проводятся детско – родительские встречи с элементами тренинга. • Проводятся плановые и по запросу педагогов и родителей консультации. • Выступления на педагогических советах и родительских собраниях.
Уважаемые родители! Помните, что для ребёнка – дошкольника родители – эталон во всём. Ребёнок копирует всё и хорошее и плохое, недаром, народная мудрость гласит - дети зеркало своих родителей! Поэтому от того какие родители, какие взаимоотношения в семье, какую модель воспитания выбрали родители, насколько они компетентны в вопросах воспитания от всего этого и будет зависеть уровень социальной адаптации ребёнка, а значит и его дальнейшая судьба. Любите своего ребёнка любым. И помните, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё! Удачи вам и вашему ребёнку!
|