Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социальная адаптация и ранняя профориентация дошкольников с ТНР, как важнейшее условие их интеграции в общество
Адаптация
Автор: Лесихина А.В., Коломыцева А.В.   
03.04.2025 17:07

Социальная адаптация и ранняя профориентация дошкольников с ТНР, как важнейшее условие их интеграции в обществоСоциальная адаптация и ранняя профориентация дошкольников с ТНР, как важнейшее условие их интеграции в общество

Лесихина А.В., Коломыцева А.В.

(Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение « «Детский сад №176 присмотра и оздоровления» (МБДОУ№176) г. Красноярска)

Важнейшей задачей образовательного учреждения в работе с детьми ОВЗ является создание условий для их социальной адаптации (ФГОС ДО 2.11. 2). Одним из условий социальной адаптации детей с ОВЗ и их интеграции в общество, мы считаем социально-бытовое ориентирование, включающее углубленную работу по ранней профориентации.

Мы работаем второй год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наблюдая за воспитанниками на этапе открытия группы (в июне 2022 года) мы заметили, что у многих воспитанников были недостаточно сформированы представления о социальном окружении, некоторые дети не имели опыта общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях, при том, что средний возраст воспитанников на тот момент составлял 5 лет.

 

Для подтверждения наблюдений нами была адаптирована диагностика под редакцией Е.С. Лыковой-Унковской. Мы выделили следующие параметры: личная гигиена, самообслуживание, культура поведения, жилище, транспорт, торговля, медицинская помощь, профессии людей, одежда и обувь, питание.

Результаты исследования подтвердили наши наблюдения, показатели в значительной степени отставали от нормы, находились в границах «ниже среднего» и «средние», причем это общий результат по группе, среди индивидуальных показателей детей результат был еще ниже.

Для преодоления существующих дефицитов, мы усилили работу по обо-гащению среды группы (приобрели настольно-печатную продукцию, книги), организовывали сюжетно-ролевые игры на раннюю профориентацию и другие социально-бытовые темы. Но значительных изменений не происходило. Не имея практического опыта, дети не могли развивать игру, интереса к книгам не проявляли. Профессиональная ориентация детей и вовсе выходила за рамки реальных профессий, по опросам все дети хотели быть «блогерами» или «тиктокерами», не имея представления даже о том, какой трудовой деятельностью занимаются их родители.

Однажды, изучая тему «Овощи» кто-то из детей предложил приготовить винегрет, а для этого сходить за овощами в продуктовый магазин... Мы не ожидали, что поход в магазин даст нам такой развивающий эффект: мы смогли охватить не только теоретические вопросы профориентации и социализации, но и получили богатый практический опыт, ставший фундаментом для формирования знаний и практических навыков детей. В нашем походе дети оказались в активной позиции, и испытали не игровые, а настоящие трудности: Где найти овощи? У кого об этом спросить? Как взвесить товар? У детей появился интерес, желание пробовать себя снова и снова, в качестве потребителей услуг, получила развитие сюжетно-ролевая игра, в которую были добавлены реальные жизненные ситуации. Кроме того, дети получили практический навык обработки овощей и приготовления настоящего, реального блюда, на вечер превратившись в настоящих поваров.

Так родилась идея создать комплекс условий для социально-бытовой адаптации и ранней профориентации воспитанников ДОУ, которая была оформлена как проект «МАЛЕНЬКИЕ ПРОГУЛКИ В БОЛЬШОЙ МИР»

Мы выдвинули гипотезу: целевые выходы в зону социального окруже-ния, с последующими практическими занятиями, будут способствовать соци-ально-бытовому ориентированию и общему росту компетентности воспитанников в вопросах ознакомления с профессиями взрослых людей.

Цель проекта: Расширить сферу интересов и представления детей с ОВЗо функционале и видах социально значимых общественных организаций, познакомить детей с профессиями, наиболее подходящими для лиц с ОВЗ, обогатить практический опыт взаимодействия с организациями сферы обслуживания.

Мы предположили, что в процессе реализации проекта дети с ОВЗ будут с интересом посещать общественные места (организации); станут более инициативными и самостоятельными в разных видах деятельности. Будут иметь представление о функционале и видах различных торговых, транспортных, культурно-массовых и ремонтно-бытовых организациях; об общественной значимости таких организаций; о профессиях, работающих там людей. Будут иметь практический опыт посещения организаций, опыт заключения элементарных торговых сделок, опыт наблюдения за профессиональной деятельностью людей; опыт определения последовательности действий, трудовых операций; опыт взаимодействия с социумом, опыт оказания помощи партнеру.

Свой проект мы реализовывали в три этапа:

  1. Информационно-аналитический, организационный этап, на котором были собраны данные, проведена первичная диагностика, обработаны результаты диагностики.
  2. Внедренческий этап, основной, в рамках которого был разработан и согласован с родителями воспитанников план мероприятий. Для вовлечения социальных партнеров был изучен «рынок» предприятий. Мы начинали со сбора информации представленной в 2Гис и Яндекс-картах, чтобы в первую очередь задействовать те предприятия, которые находятся в шаговой доступности или географически наиболее приближены к ДОУ.
  3. Рефлексивно-обобщающий (результативный) этап, в период которогобыл проведен анализ результатов и обобщение опыта работы педагогов по созданию комплекса условий для социально-бытовой ориентировки и ранней профориентации воспитанников ДОУ, корректировка.

Мы не случайно называем наши выходы (прогулки, экскурсии) «Целевы-ми». Мы стараемся, чтобы каждый выход, имел личностно-значимую ЦЕЛЬдля воспитанников (например, в Мастерскую по ремонту обуви мы ходили, чтобы отремонтировать кроссовки Анны Викторовны, а в преддверии 23 февраля захотелось узнать как живут и где готовят будущих защитников Родины, поэтому пошли в Кадетский корпус). Последующие практические занятия в нашем проекте — это совместная детско-взрослая деятельность, в ходе которой у детей есть возможность, осмыслить пережитое, закрепить формирующиеся навыки.

Мы условно разделили наши мероприятия по на пять частей:

  1. Каждому выходу предшествует проблемная ситуация назначение кото-рой – создать у детей мотивацию к деятельности. «Проблема» может быть за-планирована педагогами заранее, а может возникнуть случайно. Например, од-нажды Макар, рассказал, что родители купили котенка и скоро привезут его домой. Мы воспользовались ситуацией и стали выяснять, знает ли Макар как ухаживать за котенком. В разговор включились другие дети, оказалось, что почти у всех ребят группы есть домашние животные. В ходе коллективного обсуждения родился план действий, как помочь Макару подготовиться к встрече с питомцем. А главное, решили сходить в зоомагазин, приобрести всё необходимое.
  2. Далее следует подготовка к выходу, которая состоит из двух составляющих. С одной сторонына этом этапе происходит анализ детьми имеющейся информации и оформление ее в некий продукт. В случае с выходом в зоомагазин у нас появился список того, что нужно купить и список вопросов по уходу за животными, которые запланировали задать продавцу-консультанту зоомагазина. С другой стороны на этапе подготовки дети выбирают объекты, подходящие для решения поставленной задачи и находящиеся в доступности. Вместе обсуждаем маршрут. Планируем дату и время.
  3. До выхода на объект педагоги всегда заранее встречаются с сотрудниками объекта: предупреждаем об образовательных задачах нашего визита, о поведенческих особенностях детей с ОВЗ, обсуждаем детали, такие как: возможно ли продемонстрировать выставочные залы с продукцией, рассказать о специфике организации, показать инструменты и способы действия с ними и т.п.
  4. Выход — это яркое и эмоционально окрашенное приключение. Обязательно с повторением правил безопасности, в том числе дорожных. У нас даже появилась договоренность: в дороге — главные взрослые, на месте (на объекте) — главные дети. На месте мы стараемся создавать ситуации, побуждающие детей проявлять активность, поощряем инициативу и самостоятельность. Договариваемся, что будем внимательно наблюдать за работой консультанта. Дети заранее договорились, кто о чем будет спрашивать продавца зоомагазина, все вопросы были заданы. Продавец рассказал также об уходе за кошками, посоветовал, какую лучше миску выбрать для котенка, предложил детям отгадать какие игрушки в магазине для собак, а какие для кошек.
  5. За каждым выходом следует практическая деятельность. В течение нескольких дней дети и взрослые осмысливают прожитый опыт. Например, после посещения зоомагазина дети ещё долго рассказывали о своих питомцах, о том как они за ними ухаживают, кто-то просто рисовал своих любимцев, кто-то изготавливал для них игрушки. А главное, играли в зоомагазин, каждый ребёнок имел возможность побыть и в роли опытного консультанта и в роли покупателя.

Для нас важно, чтобы дети переносили опыт, полученный в процессе выхода/экскурсии/прогулки в самостоятельную деятельность: рисовали, мастерили, играли по мотивам выхода, в детском саду и дома. Только в этом случае, можно утверждать, что мероприятие по социально-бытовой ориентировке и ранней профориентации состоялось.

Особой педагогической ценностью в процессе реализации нашего проекта можно считать во-первых, мы уход от теории к практике, а именно, профориентация в нашем случае не ограничивается рассматриванием картинок, применением настольно-печатной игры и чтением стихотворений о важности труда.

Приготовление салата выливается в серьезную исследовательскую работу, которая вызывает у детей эмоциональный отклик, а значит с большей вероятностью приведет к возникновению и закреплению нового опыта практического, и социального, и коммуникативного.

Во-вторых, содержание образовательной деятельности в ходе Целевых выходов позволяет одновременно, в комплексе решать задачи разных образовательных областей. Это происходит в процессе самых разных видов детской деятельности, и тем самым обеспечивает целостность образовательного процесса. Например, в контексте работы над темой лексической темой «Обувь» были затронуты такие вопросы как профессия сапожника, продавца консультанта обувного магазина, знакомство со средствами ухода за обувью, с практикумом по их применению… кроме того при каждом посещении магазина дети получают знания по финансовой грамотности, где-то мы рассчитываемся наличными деньгами, где-то используем карту, учимся анализировать цены, понимать что такое стоимость товара и много другое. В процессе речевых ситуаций, возникающих в ходе прогулок-экскурсий, дети учатся общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом.

Наши целевые выходы – это ситуации, в которых содержание образования реализуется в процессе совместной, партнерской деятельности детей и взрослых, где ребенок становится СУБЪЕКТОМ образования, реализует свои замыслы, обретает уважение и признание взрослых и сверстников.

Более того, реализация проекта показала, что наши целевые выходы служат отличным инструментом для речевого развития детей с ОВЗ, так как дают возможность использовать при изучении объектов максимальное количество анализаторов. Раннее мы работали с наглядным материалом: картинки, фотографии, которые можно было только рассматривать. Настоящие же вещи и продукты можно трогать, нюхать, пробовать разные способы действия с ними. Всё это способствует освоению детьми с ОВЗ родовых и видовых понятий, а значит и усвоению лексического материала в целом.

Мы считаем, что материалы, полученные в процессе реализации нашего проекта могут быть использованы педагогами для ранней профориентации социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста, с различными нозологиями, а также и для нормотипичных детей.

Наблюдая за реализацией проекта, воспитатели нашего дошкольного учреждения начали включать Целевые выходы в свою работу. Педагоги отмечают, что применяемые элементы проекта способствуют не только социально-бытовой ориентировке, но и позволяют разнообразить познавательную деятельность дошкольников.

Не правильным было бы утверждать, что выход за пределы детского сада – совершенно новая форма организации образовательной деятельности. Но при этом с полной уверенностью можно говорить, что это современная и актуальная форма работы. Она соответствует требованиям к организации дошкольного образования, заложенным в ФГОС ДО, ФОП ДО и ФАОП ДО, а главное открывает множество возможностей для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

  1. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М.: Сфера, 2016. – 230с.
  2. Белова, Г.М. Уроки подготовки к самостоятельной жизни в программе «Экономический практикум» / Г.М. Белова // Дефектология. –2005. –No 3. –С. 28–
  3. Кем я стану? Серия Твой удивительный мир. М.: ГеоДом, 2016. – 247 с.
  4. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и мл. шк. возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова. -М.: Владос, 2004. -48
  5. Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. – Саратов: СГУ, 2001. – 173 с.
  6. Лыкова-Унковская Е.С. Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ/Е. С. Лыкова-Унковская. -М.: Издательство ВЛАДОС, 2017г
  7. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб. -методич. пособие / Под ред. Е. Ю. Головинской. –Самара: Современные образовательные технологии, 2010. –208 с.
  8. Пряжников, Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. М.: Академия, 2014. – 236 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год